Главная/Форум/Контакты/Новости/Документы/Ученики/Учеба/Экзамены/ЕГЭ/Выпускники/Учителя/Спорт/Новый форум/

 

Взрослые заботы о детском  чтении.

Выступление на методическом совете «Формирование

надпредметных  умений и навыков – основа

успешного обучения учащихся ».

 

«Книга и живая мысль, пробужденная книгой,

являются самыми сильными средствами. Любовь

к чтению, книге пробуждает силы разума. Воспитать

школьника пытливым, вдумчивым читателем – не так просто…»  Сухомлинский В.А.

 

 

Сегодня, как и сто лет назад чтение детей ставит недетские вопросы перед взрослыми.

        Писатель задумывается, о чем писать для детей, кто сегодня «герой времени.

     Думающий издатель стоит перед выбором тематики того, что печатать.

      Родители озабочены, как добиться того, чтобы дети были читающими.

    Школа и школьная библиотека находятся в постоянном поиске новых форм работы с детьми с одной целью: организовать чтение детей, формируя потребность в чтении и читательский вкус. Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все десять лет школьной жизни ребенка – программное обучение и самостоятельное приобретение знаний – суть чтения книги.

     Детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться  множество проблем. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах. ( Показ слайда 3)

Напомню: по результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся (PISA) наша страна оказалась чуть ли не в аутсайдерах. В 2000 году из 32-х индустриально-развитых стран мы заняли 27-е место , 2003 – из 40 – 33-е место.  Из пяти степеней сложности освоения текста наши дети едва справились с первой и второй, выявляющих умение испытуемых найти в тексте нужную информацию, определить главную тему текста и умение сделать элементарные выводы, основанные на имеющемся опыте. Наши пятнадцатилетние подростки при выполнении задания были на уровне учеников начальной школы. Они оказались не способны: (Показ слайда 4)

   - вычерпывать информацию из текстов разных типов;

   - находить скрытую или противоречивую информацию;

   - воспринимать информацию, выраженную в цифрах, графиках, диаграммах и т.п.;

   - устанавливать связи и отношения между частями текста;

   - ставить вопросы и выдвигать гипотезы.

 Данные исследования оказались сопоставимы с результатами ЕГЭ, проводимых в России. В целом, наши школьники проявили неспособность результативно действовать в нестандартных ситуациях.

 К сожалению, наша страна не пошла по пути, который для себя наметили страны, занявшие низкие места по результатам исследований в 2000 году. Там программы чтения стали национальными. Были утверждены новые школьные стандарты чтения, определена стратегия поддержки чтения детей, изменены оценки качества чтения. Некоторые страны ввели в школах должность учителя чтения.

  Судя по опубликованным Стандартам школьного образования России, наша страна конкретными мерами и вложениями никак не прореагировала на свое унизительное положение. Более того, из школьных предметов исключено «Внеклассное чтение» - предмет, направленный на расширение кругозора детей.

 Исходя из статистических данных о детском чтении, мы видим такую картину: (Показ слайда 5, 6)

 любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%

не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%

не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся

читают познавательную литературу 21%

читают для самообразования 10% школьников

 

  Каждый современный выпускник должен вынести из школы умение учиться, самостоятельно находить нужную информацию в разнообразных источниках, давать информации оценку. Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Какие же стимулы к чтению имеет сегодняшний школьник ?

     У большинства детей стимул один – учеба, а значит чтение учебное. Иногда его называют изучающим, а по мотивации – вынужденным. Оно выполняется по заданию учителя и составляет почти половину всего объема чтения школьника. От этого чтения зависит оценка, реакция родителей на успехи. Часто ребенок ищет наиболее легкий и скорый путь выполнения заданий. Отсюда спрос на дайджесты, на книги с готовыми сочинениями, на свернутую информацию. Здесь много зависит от выработанной у ребенка привычки к умственному труду.

   Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, ее лучшие образцы. Делает ее учебной сопровождение заданий и вопросов, требующих анализа текстов. Страх что-то не понять, неправильно ответить, не угадать того, что ждет учитель, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой. Дело не в самой литературе (ее качество не подлежит сомнению), а в том, что она становится учебным материалом. Только те школьники, которые читают программную литературу до изучения в школе, (например в летнее время), находят удовольствие в обсуждении прочитанного с родителями, читают «для себя», «для души», а не «для учителя».

   Другое назначение детского чтения – развлечение, отдых. Надо заметить, что развлекательная литература для детей составляет в настоящее время 40% от числа всех изданий. И тут в выборе многое зависит от читательских вкусов родителей. Эту потребность часто восполняют комиксы, книги-парадоксы. Психологи установили: критерий «смешная книга» часто олицетворяется у школьника «с книгой любимой».

    Определенное место в жизни современного  школьника играет деловое чтение. Его функция прикладная - научить мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте, компьютерах. Девочки - о шитье, прическах, макияже, кулинарии. Спросом пользуются книги о дизайне, домашнем хозяйстве. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.

      Большой удельный вес в структуре свободного времени детей занимает познавательное чтение. Здесь на первое место выходят энциклопедии, справочники. Они становятся настольными книгами. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам из разных областей знаний. При всей важности такого чтения в нем есть опасность – информированность читателя лишенная души. Выработанная эрудиция без глубины собственных мыслей ребенка.

       Духовной пищей культуры является художественная литература – искусство слова. Чтение ее является глубоко личностным процессом. Именно чтение художественных произведений чаще всего дети называют чтением для души.

     Художественная литература становится для ребенка особенно значимой,

когда в книге он находит себя. Эффект узнавания – самый сильный аргумент

в пользу чтения художественной литературы, когда ребенок озабочен поиском своего « я «. Только действуя через эмоциональную сферу, можно

заразить ребенка чтением. Художественные произведения ориентированы

на эмоциональное вовлечение ребенка в те жизненные ситуации, которыми озабочены персонажи. В основе их лежит сопереживание как отклик сердца на прочитанное. Но, к сожалению, в наши дни многие дети, из-за дефекта воспитания - не хотят переживать, отторгают от себя все грустное, печальное. Не стремятся узнать, что на свете бывают люди высоких помыслов и чувств. В опросах о любимых героях ребята почти не называют

никого из замечательных людей. И это неудивительно. Ведь низкая читательская активность сопровождается романтическими образами преступников на экранах. Исправлять данную ситуацию можем и должны

мы. Ведь при всей мощи телевидения в глазах ребенка авторитет учителя,

библиотекаря – должен быть выше.

     Образовательная среда не может развиваться вне программы воспитания читателя. Досуговое чтение, чтение для удовольствия – абсолютно необходимая составляющая гармоничного развития личности.

      В программах факультатива « За страницами вашего учебника» для 3-4

классов, « Искусство быть читателем» для 5,7 классов, а также в своей ежедневной работе , сотрудники библиотеки поставили во главу угла чтение – удовольствие, чтение – наслаждение. Само название уроков говорит за себя: «Горести-печали», « Веселые истории услышать не хотите ли?», «Букет настроений», «Праздник читательских удовольствий», «Уроки доброты», «Умение жить среди людей». На каждом уроке мы стараемся пробиться к сердцу читателя, поднять вопросы, о которых нелегко говорить,

довести самое  ценное в книге до сознания ребенка. Путем проведения бесед, диспутов, обсуждений книг пробуждаем и направляем мысли ребенка к сопереживанию и состраданию. А книга, если она написана талантливо- она всегда волнует.

      В. А. Сухомлинский считал, что самое страшное горе, самая опасная болезнь, если человеку не хочется читать. Без книги наступает мрак, убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности. Для воспитания в детях доброты и широты души,  мы рекомендуем:   авторов-классиков,

писателей современности - Железникова, Лиханова, Алексина, Яковлева,

Крапивина, Якименко, Иванова, Бочаровой, Короткова – тех, чьи произведения называют школой  жизни.

    В руководстве детским чтением уделяем особое внимание поэзии, которую И. Бродский назвал высшей формой словесности.  Каждый человек, по его мнению, хотя бы в малой степени должен обладать сердцем, зрением и разумом, присущим поэту. Поэтому с детства необходимо читать поэзию

Поэтому с детства необходимо читать поэзию и учиться получать от нее наслаждение. Во всех наших библиотечных уроках есть нечто общее –

они ориентированы на эмоциональное вовлечение ребенка в мир книги.

на сопереживание как отклик сердца от  прочитанного.

        Говоря сегодня о проблемах детского чтения, мы понимаем, что чтение и человек, читающий все больше, осознается как национальная ценность. А

читающие нации создаются из читающих детей. Многие считают, что ныне

компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. По этому поводу хочется привести слова властелина компьютерного мира Билла Гейтса: (показ слайда 7)   

« Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни» Эти составляющие  создают окружение, формирующее Человека Читающего,

человека XXI века. Давайте объединим   усилия для того, чтобы будущее наших учеников было счастливым и успешным, а вдохновением  в добрых

начинаниях пусть будет служить любовь к своей профессии,  любовь к

детям!

 

Заведующая библиотекой Колбасина Т.А.

    Главная/Форум/Контакты/Новости/Документы/Ученики/Учеба/Экзамены/ЕГЭ/Выпускники/Учителя/Спорт/Новый форум/
Hosted by uCoz