МОУ СОШ №4 Краснодарский край, Абинск, улица Тищенко, 84 school4@abin.kubannet.ru, redis6@yandex.ru- Редакция и форум. Телефоны: 5-27-35-директор,5-27-35-секретарь, 5-19-63-учительская
Администрация школы Главная Новости Документы Ученики Методическая копилка Экзамены ЕГЭ Выпускники Учителя Модернизация образования Спорт Питание в школе Профилактика правонарушений Профессиональный союз педагогов ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Департамент образования и науки администрации Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования Абинский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 имени Героя Советского Союза Ф.А. Лузана»
Программа развития
МАОУ СОШ № 4 на период 2011 – 2015 гг.
Абинск 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истекший период, в течение которого педагогический коллектив МОУ СОШ № 4 работал над решением задач, заданных «Программой развития на период 2005 – 2011 гг.», принес результаты, существенно изменившие характеристики образовательной среды школы и качество результатов обучения и воспитания. Образовательный процесс школы приобрел выраженную личностную направленность, деятельность учащихся была обеспечена современными информационными ресурсами, были внедрены современные педагогические технологии, сформирована отвечающая им материально-техническая и учебно-методическая база. Школа вышла в режим инновационного развития, что сопровождалось развитием проектной компетентности значительной части педагогов и становлением самой школы как ресурсного центра, аккумулирующего и распространяющего инновационный педагогический опыт в образовательном сообществе Абинского района и Краснодарского края.
В рамках реализованных стратегических направлений развития в школе культивировались разнообразные виды творческой деятельности учащихся, среди которых ведущее место принадлежало научно-исследовательской деятельности. Это позволило сформировать у значительной части учащихся базовый уровень их методологической культуры и спектр необходимых исследовательских компетентностей.
Был накоплен оригинальный опыт проектирования событийного ряда жизни школы, в результате чего сложились новые традиции, заложены основы демократического уклада школьной жизни.
Была расширена сфера социального партнерства школы, внедрены механизмы общественно-государственного управления. Это значительно повысило общественную оценку качества школьного образования.
Все сказанное позволяет утверждать, что результатом прохождения предыдущего периода, с одной стороны, стало обретение школой нового качества, приблизившего ее к осуществлению заявленной миссии.
С другой стороны, прошедшее пятилетие было отмечено динамичными изменениями в жизни российского общества, что не могло не повлечь качественные перемены в социокультурной образовательной ситуации России и, в частности, Краснодарского края. Был, в целом, преодолен экономический кризис и взят курс на устойчивое развитие и интеграцию в мировое экономическое пространство, что, в свою очередь, по-новому расставило приоритеты образовательной политики. Реализация КПМО, формирование новых организационно-финансовых механизмов управления и оценки качества образования, вызвавшее бурный общественный резонанс обсуждение и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов, заявление Национальной инициативы «Наша новая школа», взятый курс на модернизацию системы начального, среднего и высшего профессионального образования – все это требует выстраивания новых перспектив развития школы с учетом изменившейся реальности.
В свою очередь, это вызывает необходимость нового осмысления накопленного инновационного опыта и собственно миссии школы, без чего занятые лидирующие позиции школы в местном образовательном сообществе могут в скором времени перестать удовлетворять становящемуся в новой ситуации социальному образовательному заказу.
С третьей стороны, усилились некоторые противоречия, ранее не занимавшие центрального места в системе отношений школы и общества. Так, обострился разрыв между становящимся образовательным заказом современного российского общества и уровень готовности учащихся и их родителей изменить свои стереотипные взгляды на качество школьного образования. Если в недалеком прошлом прежний, консервативный заказ, носителями которого выступала определенная часть родительской общественности, не вступал в открытое столкновение с образовательным предложением школы, то реалии сегодняшнего дня требуют четкого определения базовых ориентиров в проектировании содержания и оценке качества образования и окончательного перехода в новую систему общественных образовательных отношений в русле современной образовательной политики.
Сказанное определяет актуальность вступления школы в новый этап своего развития и принятия новой программы развития, которая обеспечит преодоление наметившихся разрывов.
Настоящая программа разработана на основе системного анализа современного социального образовательного заказа и его особенностей, обусловленных характеристиками микросреды школы, противоречий и проблем развития ее образовательной системы. Цель программы состоит в достижении школой нового уровня качества образования, обеспечивающего учащимся не только выбор приоритетов, ценностных ориентиров и целей дальнейшей социализации, но и овладение ими компетентностей, необходимых для непрерывного проектирования своей жизненной и профессиональной траектории в условиях интеграции России в мировое социально-экономическое пространство и возрастания в данной связи уровня социокультурной неопределенности и персональной ответственности каждого человека за свою судьбу и общественное благополучие.
Поставлены следующие задачи реализации программы:
1) Создать спектр социально-педагогических условий, обеспечивающих всестороннюю поддержку развития творческих способностей и одаренности каждого ребенка, достижение им индивидуального максимума образовательных и социально-творческих достижений.
2) Осуществить переход школы на новую систему оценки качества образования, основанную на интегрированных, компетентностно-ориентированных показателях творческого развития и социализации ребенка и его готовности к непрерывному личностному и профессиональному саморазвитию.
3) Разработать и внедрить механизмы эффективного использования в организации продуктивной деятельности учащихся образовательных и информационных ресурсов внешней среды и осуществления на этой основе индивидуальных образовательных программ профориентационной направленности.
4) Разработать и внедрить механизмы эффективного использования экологических ресурсов Абинского района и близлежащих территорий для эффективного здоровьесбережения учащихся и формирования у них базовых установок здорового образа жизни и самосохранения от негативных социальных и природных влияний.
5) Обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов школы в неразрывной связи с повышением качества образования и материального стимулирования их профессиональной деятельности.
Решение поставленных задач предполагает выбор следующих приоритетных направлений развития школы:
1. Индивидуализация образовательного процесса, его переориентация на индивидуальные творческие достижения учащихся в качестве целевых ориентиров развития и социализации.
2. Внедрение механизмов, обеспечивающих открытость школы внешнему окружению в целях использования информационных, социокультурных и природно-экологических ресурсов повышения качества образования, профориентации и здоровьесбережения учащихся.
3. Повышение эффективности условий профессионально-личностного саморазвития педагогов школы, становления их проектной и инновационной компетентности.
Программа рассчитана на реализацию в сроки 2011–2015 гг. Основанием для ее разработки стало решение педагогического совета МОУ СОШ № 4 г. Абинска (прот. № ____ от «____» _________ 2011 г.).
Авторы-разработчики Программы:
Шемякина Е.А., директор МОУ СОШ № 4;
Уривская Е.Д., зам. директора МОУ СОШ № 4;
ПРОДОЛЖИТЬ СПИСОК ПО УСМОТРЕНИЮ
Научный консультант6 канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и псиологии Кубанского государсвтенного университета В.К. Игнатович
Управление программой осуществляется на основе ее научно-методического, кадрового, нормативно-правового и материально-технического обеспечения, осуществляемого участниками стратегической команды школы из числа администраторов, педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров школы привлечением ресурсов общественно-государственной экспертизы результатов ее реализации.
Контроль хода реализации программы осуществляет Управление образования администрации муниципального образования город Абинск.
ОЖИДАЕМЫЕ ОБЩИЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Учащиеся и выпускники школы будут обладать высоким уровнем конкурентоспособности как будущие студенты и субъекты профессионально-трудовой деятельности и готовности к дальнейшему непрерывному образованию в целях развития личностной, профессиональной и гражданской компетентности и самореализации своей творческой индивидуальности.
2. Объективная, комплексная оценка качества образования обеспечит возможность прогнозирования социальной эффективности учащихся и будет выступать инструментом их социализации, личностного и профессионального самоопределения.
3. Использование внешних социальных и экологических ресурсов будет иметь результатом высокий уровень самостоятельности учащихся в построении индивидуальной образовательной траектории, профессиональной, гражданской и личностной карьеры, сохранности здоровья и защищенности от негативных влияний внешней среды.
4. Уровень профессионального мастерства педагогов школы позволит им возможности эффективного применения современных образовательных информационно-коммуникативных технологий в решении широкого спектра профессиональных задач.
5. Процессы развития школы будут иметь своим эффектом общее оздоровление социально-педагогической ситуации, становление позитивного имиджа школы как современного образовательного учреждения, предлагающего детям и их родителям высокое качество образовательных услуг.
При разработке настоящей Программы использованы методические разработки Педагогического общества России, Национального фонда подготовки кадров, а также опыт программно-целевого управления развитием ведущих образовательных учреждений Краснодарского края.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ситуации развития школы
Внешняя среда школы и особенности современного социального образовательного заказа
Анализ социального образовательного заказа, предъявляемого школе различными субъектами внешней среды, в настоящей программе осуществлен с учетом центральных тенденций социально-экономического развития России и Краснодарского края, приоритетов современной образовательной политики и особенностей социокультурной ситуации Абинского района.
Как одна из центральных общемировых тенденций, все ощутимее затрагивающих российское общество во многих исследованиях по социологии, политологии, культурологии и др. отмечается небывалое в истории наращивание темпов развития цивилизации, прежде всего в сфере научно-технического прогресса. В этой связи отмечается быстрое устаревание производственных технологий, что, в свою очередь, переносит акценты конкурентоспособности отдельных производственных структур и, в целом, государств в сторону мобильности профессиональных кадров и их готовности к самообучению и непрерывному повышению квалификации. Именно такая категория работников, по прогнозам социологов и психологов труда будет в наибольшей степени востребована в обозримом будущем на динамично развивающемся рынке труда.
Требования к способности к быстрой переквалификации работника связаны и с тем, что на уровне выделения конкретных востребованных профессий и специальностей развивающийся рынок труда малопредсказуем, поэтому работодатели в большей степени заинтересованы в производственных кадрах, которые готовы не только повышать квалификацию в рамках своей базовой профессии, но и осваивать новые профессии по мере их становления в мировой практике. Характерно, что именно эти профессии, не имеющие институциональной оформленности в производстве и в сфере профессионального образования, в наибольшей степени обеспечивают конкурентоспособность самого специалиста. Следует также подчеркнуть, что именно конкурентоспособность специалиста в настоящее время становится базовым условием социальной успешности в связи с резким усилением массовой миграции и неизбежными в этой связи претензиями трудовых мигрантов на захват региональных рынков труда.
Второй базовой тенденцией, проявляющей себя по мере вхождения России в мировое социально-экономическое пространство, выступает смещение массового производства в сферу производства услуг. В общемировом масштабе складывается ситуация «расслоения» рынка труда на производственные элиты, занятые в сфере высоких технологий, и массовое производство, рассчитанное на оказание широкого спектра услуг населению. В этой связи все четче обозначается необходимость интеграции профессиональной и социальной компетентности работника. Залог успеха специалиста во многом связан со способностью осуществлять эффективные социальные коммуникации и объединять в неразрывное целое свое социальное и профессиональное «Я». Современные работодатели в иерархии профессионально важных качеств работника в большей степени склонны ставить на ведущие позиции именно социальные качества: ответственность, коммуникативную компетентность, толерантность (с учетом расширения деятельности транснациональных корпораций, «стирающих грани» между различными этносами и культурами).
Третья тенденция, в отличие от первых двух, носит выраженный гуманитарный характер и состоит в резком повышении уровня неопределенности индивидуального бытия каждого человека, стоящего сегодня и в обозримом будущем наедине со множеством индивидуальных проблем, решение которых становится «отдельным фактом его собственной биографии». По оценке современных социологов, Западноевропейская (а сегодня – и российская) цивилизация переживает период непредсказуемой смены культурных ценностей и норм социальной жизни, что практически лишает существующие социальные и гражданские институты возможности реализовывать устойчивые и надежные схемы поддержки человека на его жизненном пути. В этих условиях образование как один из наиглавнейших социальных институтов поддержки личности должен обеспечивать передачу человеку опыта эффективного действования в ситуациях, о которых сегодня никто не имеет достаточно адекватного представления. Поэтому акценты в проблеме формирования индивидуальной готовности человека к решению его социальных и экзистенциальных проблем смещаются от трансляции готовых схем социального поведения к овладению ключевыми компетентностями как средствами решения любых возникающих на жизненном пути проблем. Согласно определению Совета Европы, социальные компетентности (наряду с политическими) входят в состав пяти ключевых, формирование которых выступает приоритетом работы с молодежью. Их сущность составляет «способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, способность участвовать в функционировании демократических институтов».
Противоречивость ситуации развития системы образования в современной России обусловлена тем, что, с одной стороны, данные общемировые тенденции еще не стали фактом реальности сегодняшнего дня и поэтому не воспринимаются значительной частью россиян как имеющие непосредственное отношение к завтрашнему дню российского общества. С другой стороны, уже имеются очевидные свидетельства того, что эти тенденции эпизодически входят в жизнь российского общества, и при этом выявляется множество фактов, свидетельствующих о недостаточно высоком уровне готовности российских социальных институтов соответствовать новым реалиям. Прогнозируемое вступление России во Всемирную торговую организацию, открывающиеся в российских регионах производства ведущих европейских фирм и корпораций, подготовка к проведению в Краснодарском крае зимней Олимпиады 2014 и ЧМ по футболу 2018 – это лишь отдельные свидетельства грядущих вскоре перемен в российском обществе и на рынке труда.
В Абинском районе также можно выделить достаточное количество свидетельств изменяющейся социокультурной ситуации в контексте указанных общемировых тенденций. Главной особенностью района выступает наличие целого «веера» направлений социально-экономического развития, каждое из которых способно существенно повлиять на конъюнктуру рынка труда и требования к работающим специалистам. Развивается агропромышленный комплекс и сфера промышленного производства. На территории района действует и строится ряд крупных предприятий в частности, рисоперерабатывающий завод, ЗАО «Абинскагропромэнерго», ООО «Техсервис» ЧТЗ и др. Нарастают темпы строительства Абинского электрометаллургического завода – крупнейшего для всего Краснодарского края инвестиционного проекта. В стадии разработки находится бизнес-проект строительства, завода по производству физрастворов.
Динамично развивается транспортная индустрия. На ближайшие 15 – 20 лет намечена поэтапная реконструкция Новороссийского транспортного узла, в котором Абинская развязка является ключевым звеном.
В последнее время очень интенсивно развивается сфера малого и среднего бизнеса и предпринимательства, которая еще недавно не рассматривалась как значимый источник социального образовательного заказа. По данным, размещенным на официальном сайте Администрации Абинского района, на территории муниципального образования Абинский район по состоянию на 01.01.2011 года осуществляют свою деятельность 4001 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе 478 предприятий малого предпринимательства и 3514 индивидуальных предпринимателей.
Экологические условия района открывают широкие возможности развития сферы туризма и санаторно-курортного комплекса. С 2001 г. действует программа развития туркомплекса района. Действует ряд объектов туристско-оздоровительного назначения,вВ настоящее время идет строительство и реконструкция турбазы «Лесное Озеро». Предполагается строительство еще четырех подобных объектов в ближайшие пять лет. В стадии разработки находится более 10 бизнес - проектов. Разработан бизнес проект строительства этнической деревни 'Казачья деревня'.
Проводится разведка нерудных полезных ископаемых района, которая позволит наладить развитие добывающей отрасли. В этой связи Главой администрации Абинского района выражена уверенность, «что нет в Краснодарском крае более удобного места, чем наш район для переработки нефти и лесных богатств, обслуживания импорта и экспорта грузов через южные морские ворота страны, развития туризма, переработки сельскохозяйственной продукции».
Перечисленные выше факты позволят с достаточной степенью достоверности предположить, что финансово-производственная деятельность. на территории Абинского района в ближайшие годы будет возрастать.
Однако факты свидетельствуют о том, что уровень образовательной подготовки кадров модернизации Абинского района недостаточно соответствует намеченным перспективам социально-экономического развития. В первую очередь это связано с тем, что развитие региональной и муниципальной системы образования осуществлялось в условиях разрыва общего и профессионального образования. Целевые ориентиры развития системы общего образования практически не включали условия эффективной профессионализации учащихся за исключением вопросов выбора профессии.
В то же время не вызывает сомнения, что достижение требуемого уровня образовательной подготовки будущих профессионалов неразрывно связано с особыми требованиями к общеобразовательной подготовке, связанными с формированием необходимых личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность человека в любом виде профессиональной деятельности, и развитием способностей, обеспечивающих получение полноценного профессионального образования на последующих этапах индивидуальной образовательной траектории по окончании средней общеобразовательной школы.
Таким образом, внешнее социальное окружение школы в настоящее время стало источником образовательного заказа, обладающего рядом новых аспектов. На основании сказанного выше к ним следует отнести:
– компетентность в выборе индивидуальной образовательной траектории связанной с ней и профессиональной карьеры, совершаемом в условиях высокой неопределенности и вариативности сценариев социализации;
– компетентность в использовании разнообразных образовательных, социальных, культурных, информационных и пр. ресурсов собственного развития и достижения индивидуального максимума творческих достижений в ходе реализации избранного образовательного маршрута;
– компетентность в оптимизации ресурсов собственного соматического и психического здоровья для достижения поставленных целей своего развития и социализации в обстановке повышенной стрессогенности и психологической неустойчивости;
– компетентность в построении широкого круга межличностных и транскультурных взаимодействий вобщении, образовательной и трудовой деятельности.
Внутренняя образовательная среда школы
Анализ внутренней среды школы на момент ее выхода на новый этап развития осуществлен методом SWOT-анализа с точки зрения сформированности предпосылок реализации определяемых настоящей Программой развития направлений. В рамках проведенного анализа учитывались: результаты образовательной деятельности и реализуемые в практике способы их оценки; разнообразие видов творческой деятельности учащихся, интегрированных в целостный учебно-воспитательный процесс; полнота и эффективность спектра применяемых в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий; эффективность используемых в учебно-воспитательном процессе внутренних и внешних образовательных ресурсов. В результате осуществленного анализа были выделены следующие сильные стороны школы, рассматриваемые как ближайшие предпосылки ее развития на новом этапе.
1. За последние пять лет педагогическому коллективу школы удалось добиться стабильного роста качества образования, определяемого по показателям сдачи Единого государственного экзамена и итоговой аттестации учащихся. Имеется общая тенденция возрастания числа выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями. Кроме того, данные за прошедшие пять лет свидетельствуют о положительной динамике успеваемости учащихся по большинству учебных предметов (приложение 2). Проведенный анализ позволил установить, что эти достижения связаны с внедрением в учебный процесс современных образовательных, в первую очередь, информационных технологий. В арсенале педагогов школы за прошедший период появились такие технологии, как ПРОДОЛЖИТЬ (приложение 3) Это обстоятельство рассматривается как ведущая предпосылка перехода школы к эффективному использованию внешних, удаленных образовательных ресурсов и повышения уровня самостоятельности школьников в работе с источниками информации, планировании собственной учебной деятельности и решении актуальных проблем личностного и профессионального самоопределения.
2. В школе существует устойчивая традиция вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Особо следует отметить, что в создаваемых педагогических условиях интерес школьников к миру научных исследований носит ценностный характер, познание, наука выступают для учащихся культурными ценностями и источниками внутренних побуждающих мотивов, которые впоследствии оказывают существенное влияние на личностное и профессиональное самоопределение. Этому способствует традиция ежегодного проведения в школе Ломоносовских чтений, установившиеся отношения социального партнерства с научными институтами (Кубанский государственный университет, ПРОДОЛЖИТЬ. Учащиеся школы ежегодно становятся участниками различных олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций (приложение 4).
Помимо научно-исследовательской деятельности, культивируемой на базе творческого объединения «Академия Х2», учащиеся школы систематически вовлекаются в другие виды творческой деятельности – спортивную, игровую, художественно-творческую, социальное проектирование и т.п., чему способствует созданная на базе школы сеть творческих объединений дополнительного образования, включающая ПЕРЕЧЕНЬ. Сказанное рассматривается в настоящей программе как главная предпосылка дальнейшей индивидуализации образовательного процесса, в ходе чего реализуемые учащимися разнообразные виды продуктивной деятельности могут стать средствами осознанного выбора индивидуального образовательного маршрута.
3. В течение прошедшего периода в школе велась работа по освоению инновационных форм и методов оценки качества образования на основе экспертизы продуктов их творческой деятельности. В рамках проведения ежегодного творческого фестиваля, внутришкольные научно-практических конференций и др. мероприятий отрабатывались механизмы экспертизы и оценивания авторских проектов учащихся, к этой работе привлекались представители органов общественного управления образованием и социальные партнеры школы. Был наработан ценный опыт неформального внешнего оценивания результатов образовательной деятельности учащихся, ориентированного на выявление компетентностей, проявляющихся преимущественно в ситуациях непосредственного вхождения ребенка во внешнюю социальную среду. Данные процедуры оценивания осуществлялись параллельно и независимо от основной действующей системы оценок результатов освоения образовательных программ. Однако с точки зрения поставленных задач развития школы этот опыт может также рассматриваться как предпосылка перехода к системе комплексной, компетентностно-ориентированной оценки качества образования.
4. Работая в статусе ресурсного центра, школа осуществляла инновационные образовательные программы повышения квалификации различных категорий педагогических работников по актуальным направлениям, связанным с реализацией КПМО. В ходе этой работы был сформирован институт педагогов-тьюторов, сопровождающих инновационную деятельность педагогов-предметников и их работу по самообразованию. Работа по обобщению и распространению педагогического опыта осуществлялась на основе принципа инновационности: распространяемый опыт представлял собой продукт инновационной деятельности педагогов по проектированию образовательной среды многопрофильной школы, в работе со слушателями и участниками семинаров учителя школы моделировали ситуации и условия, в которых данный опыт был создан. Это позволило педагогам школы сформировать новую профессиональную позицию субъекта развития образовательной среды школы, освоить инновационные и проектировочные компетентности, тем самым обеспечить свою собственную готовность к непрерывному профессиональному саморазвитию в режиме проектирования персональной педагогической технологии. Данные новообразования, характерные для инновационного ядра школы сегодня, рассматриваются как предпосылки дальнейшего становления школы как инновационной образовательной системы.
В то же время в образовательной системе школы выявлены сохраняющиеся слабые стороны.
1.Значительная часть педагогов школы в процессе освоения новых образовательных технологий испытывает трудности с осознанием сферы их реальной применимости, ограничиваясь лишь относительно более высокой эффективностью процесса трансляции знаний, умений и навыков. Вследствие этого реальные возможности перехода к высокоэффективной компетентностной модели образовательного процесса школы остаются нереализованными.
2. В организации проектной и научно-исследовательской деятельности школьников сохраняются педагогические стереотипы восприятия этой деятельности как разновидности учебного процесса, сохраняющего ориентацию на усредненный стандарт. Во многом этому способствует «учебная» проблематика детских научно-исследовательских проектов, не отражающая их собственные проблемы утверждения новой личностной позиции в отношениях с окружающими людьми. Их отличает невысокий уровень актуальности исследуемых проблем для современного общества и личности самого ребенка, обращенность к достаточно полно разработанным проблемным областям, что ограничивает поле принятия детьми собственных креативных решений.
3. Работа школы по многим направлениям социализации и развития учащихся – их здоровьесбережению и пропаганде здорового образа жизни, профориентации, гражданско-патриотическому воспитанию и пр. – проводится преимущественно традиционными средствами, основанными на словесных методах, убеждении и работе с готовым учебным материалом. Методы активного обучения, тренинги и пр. современные технологии применяются лишь в отдельных случаях. Недостаточно эффективно используются ресурсы внешней социальной и экологической среды, обращение к которым предполагает освоение специальных, выходящих за рамки учебной деятельности компетентностей. В результате приобретаемый детьми социальный опыт в недостаточной степени становится для них средством дальнейшего самостоятельного продвижения в социальном и образовательном пространстве региона.
Проведенный анализ позволил выявить следующие возможности развития школы и устранения названных недочетов.
1. Внедрение образовательных программ, в которых в качестве целевых ориентиров будут использоваться не усвоенные ребенком объемы учебной информации и сформированные умения ее применения в решении учебных задач, а компетентности, необходимые для решения ребенком личностно значимых жизненных задач, выявляемые в процессе самостоятельной деятельности в ситуациях с высокой степенью социокультурной неопределенности.
2. Дальнейшее развитие институтов внешней экспертизы образовательных достижений учащихся с использованием Интернет-ресурсов и проектирования модельных ситуаций предъявления социального опыт ребенка внешним социальным институтам.
3. Использование информационно-коммуникативных технологий для организации самообразования и самостоятельной творческой, проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в открытом информационном пространстве; расширение информационной сети, охватывающей основные виды образовательной деятельности учащихся.
4. Более интенсивное использование в образовательных целях социальных, культурных и природных объектов Абинского района, включая его экологические условия, природные оздоровительные зоны и исследовательские полигоны, а также взаимодействие с различными местными социальными структурами и группами, имеющими отношение к формированию современного образовательного заказа.
5. Более эффективное использование возможностей стимулирования инновационной деятельности педагогов и достижения ими личностно значимых для учащихся результатов, предусмотренными новой системой оплаты труда.
6. Использование в целях дальнейшего повышения квалификации педагогов инновационных личностно-ориентированных технологий, направленных на выявление и самоопределение учителями своей профессионально-личностной позиции; разработка и внедрение соответствующего методического и диагностического инструментария.
С использованием данных возможностей связаны следующие инновационные риски.
1. Недостаточно высокий уровень готовности родителей к принятию новых подходов в сфере проектирования и оценивания качества образования может привести к усилению разрыва между актуальным и наличным социальным образовательным заказом, частичной утрате взаимопонимания с родителями, их обращению к услугам традиционно действующих репетиторов. Для профилактики этого риска необходимо усилить PR-составляющую деятельности школы, вести широкую разъяснительную работу с родителями, наглядно демонстрировать им творческие достижения их детей, показывать открывающиеся перспективы личностного и профессионального самоопределения.
2. Инновационные виды образовательной деятельности могут прийти в противоречие с традиционными на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации. Кроме того, дезадаптирующее влияние на ребенка может оказать повышенная ответственность за результаты творческой деятельности, которые не могут быть оценены традиционным способом. В первую очередь этот риск относится к учащимся с недостаточно развитыми компетентностями саморегуляции деятельности, ее планирования и распределения временных ресурсов. Профилактика данного риска предполагает организацию эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся при прохождении ими индивидуальных образовательных маршрутов.
Противоречия и проблемы образовательной системы школы
Сопоставление результатов анализа внешней и внутренней среды школы позволяет сделать следующие выводы.
.В настоящее время в школе сохраняется противоречие между общей тенденцией индивидуализации образования как центрального вектора формирования социального образовательного заказа и возможностями школы обеспечить необходимое разнообразие педагогических условий и средств, при помощи которых индивидуальность ученика становится результатом его творческого освоения разнообразных социальных и культурных практик. Вследствие этого спектр осваиваемых учащимися компетентностей не является достаточным для самореализации при прохождении индивидуальной образовательной траектории, а все еще носит достаточно усредненный и стандартный характер.
Данный дефицит возможностей школы обусловлен:
– недостаточным уровнем готовности педагогов к использованию личностно ориентированных технологий для организации широкого спектра деятельностей учащихся, выходящих за рамки классно-урочного обучения;
– низкой эффективностью использования образовательных ресурсов внешней социальной и природной среды;
– недостаточной эффективностью использования в образовательном процессе школы современных информационных технологий и ресурсов Интернета для формирования готовности учащихся к продуктивному самообразованию;
– недостаточно высокой степенью мобильности педагогов в освоении инновационных ресурсов педагогического самообразования и повышения квалификации.
Таким образом, центральная проблема школы на современном этапе может быть сформулирована как выявление и определение путей эффективного использования инновационных ресурсов развития, обеспечивающих выход школы на новый уровень качества образования, позволяющий каждому ученику самостоятельно проектировать и осуществлять свое индивидуальное образовательное продвижение в открытом социокультурном пространстве Кубанского региона и России, достигая на этом пути индивидуального максимума раскрытия и реализации своего творческого потенциала.
Данная проблема имеет своим следствием необходимость решения следующих проблемных вопросов, что определяет постановку цели и задач настоящей Программы.
1. Определение спектра и состава социально-педагогических условий раскрытия индивидуальности и творческого потенциала учащихся в открытой образовательной среде школы.
2. Определение путей перехода на систему комплексной, компетентностно-ориентированной системы оценки качества образования, отражающую прогнозируемую социальную эффективность ученика на последующих этапах его социализации и профессионализации.
3. Определение и реализация механизмов эффективного использования образовательных ресурсов внешней природной, социальной и информационной среды школы для формирования ключевых компетентностей саморазвития и самообразования учащихся.
4. Определение путей и средств формирования инновационного опыта педагогов в процессе повышения квалификации.
КОНЦЕПЦИЯ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
(общие положения)
Ценностно-целевой компонент образовательной системы школы
Базовыми ценностями, на который ориентирован образовательный процесс школы, выступают:
Человек как субъект жизни и творческой самореализации в широком спектре социальных, гражданских и профессиональных отношений. Образовательный процесс ориентирован на расширение многомерного пространства возможностей человека, открывание доступа к удаленным ресурсам собственного развития, решения личностных и профессиональных проблем;
Отечество как «ядро» культурно-исторического пространства личностного и гражданского самоопределения, источник культурной самоидентификации и осмысления собственной культурно-исторической принадлежности. Образовательный процесс школы призван формировать ценностное отношение ребенка к Отечеству, исключая негативные тенденции становления ложной позиции «вульгарного патриота», основанной на изначальном принятии своего превосходства над представителями других стран и культур;
Культура как «питающая среда» развития индивидуальности и творческого начала каждого ребенка, служащая источником смысложизненной проблематики и ценностно-смысловых ориентаций, этическим регулятором поступков и социального поведения;
Труд как всеобщее условие поступательного развития мирового сообщества, предметность творческой самореализации и сетевых взаимодействий в целостном социально-экономическом пространстве;
Природа как самоценная, не сводимая к потребностям человека реальность, данная человеку в пользование под личную и коллективную ответственность, требующая бережного отношения и высокой компетентности в использовании предоставляемых ей материальных и духовных благ;
Здоровье как дар, даваемый человеку природой, требующий бережного к себе отношения и выступающий значимым условием насыщенной важными событиями жизни, полноты творческой самореализации личности, регулятором ее социальных и природных взаимодействий.
Направленность образовательного процесса школы на данные культурные ценности определяет ее миссию как содействие интеграции ребенка в открытое социокультурное пространство Абинского района, Краснодарского края и России на основе выбора и осуществления индивидуальной образовательной траектории в процессе ценностно-смыслового, личностного и профессионального самоопределения.
Личность, ориентированная на данные ценности и способная к их реализации в деятельности и общении с другими людьми, обладает следующими свойствами, выступающими в настоящей программе целевыми компонентами образовательного процесса:
– способность самостоятельно определять ценностно-ориентированную стратегию собственной жизни, соотнося цели собственного развития с интересами других людей, представляющих иные культуры и этносы;
– внутренняя мотивация непрерывного саморазвития и самообразования при реализации индивидуальной образовательной и жизненной траектории;
– готовность к преодолению жизненных трудностей и внешних препятствий, их преобразование в возможности саморазвития и личностного роста;
– сформированность внутренней личностной и гражданской позиции, основанной на патриотизме, толерантности и собственной причастности к процессам жизни и обновления Отечества, общества в целом и локальной микросреды своего развития;
– стремление и готовность к непрерывному повышению своего образовательного уровня с использованием всего разнообразия ресурсов внешней среды4
– саногенное, то есть природосообразное поведение, обеспечивающее гармонию отношений с окружающей природной средой;
– сформированность ключевых компетентностей, универсальных умений учебной, социально-ориентированной и профессиональной деятельности.
Содержательный компонент образовательной системы школы
Основу проектирования содержания образования в настоящей концепции составляют системный и компетентностный подходы. Система отношений человека к современному миру определяется содержанием решаемых им во взаимодействии с обществом смысловых задач (компетенций):
– взаимодействия с другими людьми, принадлежащими к различным этнокультурам и религиям, участия в деятельности различных демократических институтов и принятия ответственных решений;
– построения с ними толерантных, бесконфликтных отношений;
– осуществления коммуникаций с использованием устной и письменной речи на разных языках, в том числе с помощью Интернета;
– поиска, обработки, критического осмысления различного рода информации из самых разнообразных источников, включая СМИ и современные компьютерные информационно-поисковые системы;
– повышения своего образовательного уровня и личностного потенциала.
Эффективность решения данных задач требует освоения личностью круга базовых образовательных компетентностей, составляющих ядро содержания образования:
– умения и стремления самостоятельно получать знания о сути и возможных способах решения поставленной задачи, об объекте, подлежащем изучению и преобразованию;
– способности вступать в определенные правовые отношения с другими людьми и государством;
– готовности получать, перерабатывает и осмысливает информацию о различных сторонах преобразуемого объекта;
– готовности к взаимодействию с партнерами, клиентами и прочими людьми, имеющими отношение к решаемой задаче;
– способностью эффективно исполнять различные социальные роли;
– стремление и способность осознанно изменять себя в целях расширения своих творческих возможностей.
Формирование данного спектра базовых образовательных компетентностей предполагает проектирование компетентностно-ориентированного содержания образования как единства компонентов социального опыта ребенка:
– опыта формирования осмысленных представлений об окружающем мире и человеке в нем;
– опыта освоения и применения схем и алгоритмов социального поведения и деятельности на основе принятых в обществе норм;
– опыта творческого преобразования окружающей действительности и получения необходимых для этого знаний;
– опыта определения своего эмоционально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира и к самому себе;
– опыта творческой самореализации и выбора сфер приложения своих сил и способностей в социально-ориентированных видах деятельности;
– опыта самообразования и саморазвития.
Формирование этих компонентов в индивидуальном опыте ребенка осуществляется в процессе активно-творческого освоения им культурных содержаний образовательной среды школы, открытой внешнему социокультурному окружению и приспособленной для осуществления широкого спектра творческих социализирующих деятельностей. Базовые элементы деятельности учащихся представлены в содержании изучаемых учебных дисциплин и совместной творческой деятельности детей в творческих объединениях по интересам и склонностям, а также в совершаемых профессиональных пробах. В процессе развития деятельности осуществляется выбор учащимися культурных практик, последовательность и результаты прохождения которых образуют индивидуальную образовательную траекторию ученика.
Системообразующим компонентом содержания образования как индивидуального социального опыта ученика, приобретаемого им в процессе творческого освоения компонентов образовательной среды школы, выступает проектная деятельность учащихся, направленная на креативное решение проблем их социально-психологической адаптации, личностного и профессионального самоопределения.
Процессуальный компонент образовательной системы школы
Образовательный процесс школы основан на преемственности основных ступеней обучения, обеспечиваемой взаимодополняемостью конкретизированных с учетом возраста учеников целей и средств их обучения и воспитания.
Структурно образовательный процесс школы включает в себя три ступени обучения, сеть творческих объединений дополнительного образования, службу социально-психологической и педагогической поддержки и институт тьюторского сопровождения учащихся при реализации ими индивидуальных образовательных программ и программных модулей.
На начальной ступени в рамках нового ФГОС решаются задачи формирования функциональной грамотности учащихся, универсальных учебных и трудовых действий, мотивов образования на последующих ступенях. В единстве обучения и воспитания осуществляется формирование культуры межличностного и межкультурного общения, ответственного отношения детей к своему участию в коллективных творческих делах и достижению актуальных для развития школьного сообщества целей. Критериями качества на данной ступени выступают: сформированность универсальных учебных действий и их мотивационная готовность к продолжению образования на последующих ступенях процесса непрерывного образования.
Ступень общего образования предполагает решение педагогических задач развития социальной мотивации учащихся, формирования их первичного опыта самоопределения в выборе сферы своих ценностных предпочтений, интересов, склонностей, круга и характера социальных взаимодействий. Главной воспитательной задачей выступает самопознание и определение своего отношения к другим людям и культурам, представленным в современной поликультурной действительности. Организуется и инициируется участие учащихся в деятельности творческих объединений и общественных организаций. Приоритетной дидактической задачей становится формирование познавательной и преобразовательной культуры на основе включения в продуктивную деятельность и использования современных информационно-коммуникативных технологий. Основными критериями качества образования на данной ступени являются сформированность ключевых социальных компетенций и опыта их применения в социально ориентированной творческой деятельности, социальных мотивов самореализации, активная позиция и ответственность в учебной и внеучебной деятельности.
На этой же ступени решаются задачи становления компетентности выбора учащимися индивидуальных образовательных программ для их освоения на старшей ступени обучения в профильной школе. На данной ступени активно используются возможности сетевых взаимодействий школы с ее социальными партнерами для организации эффективной профориентационной работы с учащимися. В образовательном процессе приоритетными являются продуктивные педагогические и информационные технологии. Деятельность сети творческих объединений строится на данной ступени с выраженной профориентационной направленностью. Критерием качества образования выступает готовность учащихся к выбору индивидуальной образовательной программы на старшей ступени обучения.
На старшей ступени обучения образовательный процесс строится на основе принципов профильной школы, механизмом его реализации выступает выбор учащимися индивидуальных образовательных программ, сами учащиеся становятся активными участниками их проектирования. Эта задача решается на основе гибкого варьирования педагогических условий и индивидуализированного содержания образования. Наряду с традиционными формами аттестации учащихся вводится текущий тестовый контроль знаний и экспертная оценка персонального портфолио достижений. На этой же ступени осуществляется активное включение учащихся в процессы школьного самоуправления. Критерии качества на данной ступени: результаты сдачи Единого государственного экзамена, мотивация дальнейшего непрерывного образования, сформированность толерантной жизненной позиции, личностное и профессиональное самоопределение, совершаемое на основе компетентного прогноза экономического, политического и социального развития Абинского района Кубанского региона и, в целом, Российской Федерации.
Система внутришкольного дополнительного образования строится как сеть творческих объединений по интересам и склонностям учащихся и детских общественных организаций. В деятельность творческих объединений интегрируется внешкольная развивающая работа по учебным предметам и профориентации. Деятельность учащихся в этих объединениях и организациях осуществляется на основе выбора и творческого преобразования разнообразных социальных и культурных практик, персональные достижения составляют основное содержание портфолио, по качеству которого определяется эффективность целостного образовательного процесса.
Система тьюторского сопровождения имеет целями оказание помощи учащимся в решении проблем:
– личностного становления и социализации в условиях вариативности возможностей выбора жизненной и профессиональной карьеры;
– построения личной профессиональной перспективы в условиях динамично развивающейся экономики и рынка труда, относительной свободы перемещения в масштабах Краснодарского края и России;
– определения стиля социального поведения в условиях многонациональной социальной среды.
Субъектами психолого-педагогической поддержки выступают: классные воспитатели, социальный педагог с функциями тьюторского сопровождения, педагог-психолог.
Организационно-управленческий компонент образовательной системы школы
Основу управления образовательным процессом школы выступает комплексное оценивание и всестороннее обеспечение качества образования с учетом принципов его индивидуализации и открытости внешнему социальному окружению.
Оценка качества образования носит комплексный характер и осуществляется на основе синтеза показателей социализации, творческих достижений и результатов собственно учебной деятельности учащихся. Система оценки качества образования включает в себя:
– оценку качества выполнения Федеральных государственных образовательных стандартов;
– оценку качества и динамики социального, психического, соматического и духовного здоровья учащихся;
– оценку качества подготовки учащихся к профессиональному и личностному самоопределению и построению личной профессиональной перспективы;
– выявление и оценку спектра сформированных компетентностей, обеспечивающих реализацию жизненных планов, целей и перспектив учащихся;
– выявление и оценку уровня развития мотивов и способностей к саморазвитию и самообразованию как ведущей жизненной стратегии и основного условия реализации жизненных целей;
– выявление и коррекцию факторов снижения эффективности учебно-воспитательного процесса, включая экспертизу образовательных программ, педагогических технологий и образовательной среды школы.
В контексте непрерывного мониторинга качества образования решаются следующие организационно-управленческие задачи:
– обеспечение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях обучения;
– непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности учителей и представителей школьной администрации с использованием широкого спектра инновационных ресурсов повышения квалификации и постдипломного образования;
– обеспечение эффективности нормативно-правовой базы, отвечающей целям и задачам образовательной деятельности школы с учетом потребностей ее обновления в процессе инновационного развития;
– организация деятельности педагогов и учащихся по разработке и реализации актуальных инновационных проектов по выделенным в настоящей программе основным направлениям развития школы;
– развитие материально-технической базы школы в соответствии с поставленными целями и задачами образовательной деятельности.
Решение данных задач осуществляется средствами гибкого взаимодействия структур управления школой, к которым относятся: Управляющий совет, Совет школы, научно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления, администрация школы.
Стратегия перехода к новой модели и основыные направления развития школы
Стратегическое направление развития
«Индивидуализация образовательного процесса, его переориентация на индивидуальные творческие достижения учащихся в качестве целевых ориентиров развития и социализации»
Общая характеристика. Индивидуализация в настоящей программе определяется как центральная стратегия продвижения человека в культурном, социальном и профессиональном пространствах. Она состоит в свободном выборе и осуществлении человеком приоритетных направлений, ценностных ориентаций, целей и средств, обеспечивающих достижение наивысшего уровня развития творческих способностей, обретение позитивных личностных смыслов, гармонии с окружающим миром. Индивидуализация предполагает самоопределение человека в построении своей индивидуальной образовательной траектории, проходящей через все ступени непрерывного образовании и, его включенность в широкий спектр социальных взаимодействий в процессе осуществления этой траектории. Индивидуализация в данном контексте исключает любые попытки «подгонки» личности ученика под требования общих, усредненных по целям и содержанию знаниево-ориентированных образовательных программ, реализуемых с учетом отдельных индивидуальных особенностей учащихся, а также не сводится к проведению индивидуальной работы с ребенком, направленной на усвоение им учебного материала.
Реализация принципа индивидуализации требует, с одной стороны, создания спектра вариативных педагогических условий и образовательных практик, которые могут быть использованы ребенком для индивидуального продвижения к максимуму своих творческих возможностей, с другой стороны – формирование у учащихся необходимых компетентностей выбора и освоения этих практик средствами, адекватными проживаемому возрасту и являющимися новообразованиями собственного социального опыта. В этой связи индивидуализация предполагает синтез различных видов творческой деятельности ученика, осуществляемых им в классно-урочной и внеурочной формах.
Планируемые мероприятия.
1. Модернизация образовательной среды школы как системы взаимодополняющих образовательных, социальных, культурных практик, привнесение в нее необходимых объектов и способов отношений, осваиваемых и преобразуемых учащимися средствами творческой деятельности (2011 – 2012 гг.):
1.1. Организация работы постоянно действующего проектного семинара для разработки моделей креативных социокультурных практик учащихся в образовательном пространстве школы.
1.2. Разработка и апробация модели сетевых механизмов взаимодействия учащихся и педагогов в освоении метапредметных образовательных областей в режиме продуктивной деловой игры.
1.3. Разработка и апробация системы комплексного оценивания результатов освоения учащимися различных образовательных социокультурных практик по показателям сформированных компетентностей и личных творческих достижений; ее обсуждение и принятие на заседании Педагогического совета школы.
2. Создание системы психолого-педагогического сопровождения учащихся при планировании и осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных социокультурных практик (2011 – 2013 гг.).
2.1. Разработка и апробация в форме обсуждения на заседании Научно-методического совета школы с участием внешних экспертов методического инструментария планирования учащимися индивидуальных образовательных маршрутов и самооценки результатов его осуществления;.
2.2. Разработка модели психолого-педагогического мониторинга прохождения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов по индикаторам динамики результатов освоения образовательных социокультурных практик.
2.3. Организация педагогического консультирования учащихся и их родителей по вопросам планирования и прохождения индивидуального образовательного маршрута.
2.4. Проведение серии просветительских занятий для родителей учащихся по вопросам индивидуализации образования и оценки его качества
3. Апробация модернизированной образовательной среды школы в режиме формирующего педагогического эксперимента (2012 – 2014 гг.).
3.1. Создание временного творческого коллектива из числа педагогов и членов администрации школы по разработке программы формирующего педагогического эксперимента.
3.2. Проведение заседания педагогического совете школы и общешкольного родительского собрания, обсуждение и утверждение программы эксперимента.
3.3. Создание экспериментальных группы учащихся каждой ступени обучения, разработка и утверждение мндивидуальных образовательных программ (маршрутов)
3.4. Организация психолого-педагогического мониторинга прохождения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в целях отслеживания динамики результатов и выявления трудностей освоения образовательных социокультурных практик.
3.5. Организация коррекционной работы с учащимися, испытывающими затруднения в прохождении индивидуальных образовательных маршрутов.
3.6. Проведение входного и итогового замера уровня сформированности базовых компетентностей учащихся экспериментальных групп, обработка и анализ результатов, оценка общей эффективности созданной модели образовательного процесса; обсуждение результатов на расширенном заседании Научно-методического совета школы, опубликование материалов проведенного эксперимента в научных периодических изданиях и СМИ.
4. Принятие решения о переходе школы на новую модель образовательного процесса (2014 – 2015 гг.)
4.1. Приведение нормативно-правовой базы образовательного процесса школы в соответствие с требованиями новой модели.
4.2. Организация обучения педагогов школы образовательным технологиям, используемым в рамках построенной и проверенной в эксперименте модели.
4.3. Внесение необходимых изменений в систему планирования и контроля учебно-воспитательного процесса школы.
4.4. Размещение информации о новшествах образовательного процесса на школьном Интернет-сайте.
Индикаторы эффективности реализации данного направления программы
№ |
Индикатор |
на начало 2012/2013 у.г. (% от общей численности) |
на окончание 2014/2015 у.г. (% от общей численности) |
1 |
Общее количество учащихся, занимающихся по индивидуальным образовательным программам без использования внешних информационных образовательных ресурсов: |
|
|
на ступени начального образования |
не менее 25 |
не менее 70 |
|
на ступени среднего образования |
не менее 25 |
не менее 75 |
|
на ступени старшей школы |
не менее 25 |
не менее 80 |
|
2 |
Общее количество учебного времени учащихся, отводимое на прохождение образовательных социокультурных практик |
|
|
на ступени начального образования |
не менее 15 |
не менее 30 |
|
на ступени среднего образования |
не менее 25 |
не менее 40 |
|
на ступени старшей школы |
не менее 50 |
не менее 80 |
|
3 |
Доля внедренных учебных программ, ориентированных на освоение учащимися образовательных социокультурных практик на основе синтеза урочной и внеурочной деятельности учащихся |
|
|
на ступени начального образования |
25 |
50 |
|
на ступени среднего образования |
25 |
60 |
|
на ступени старшей школы |
25 |
80 |
Стратегическое направление развития
«Внедрение механизмов, обеспечивающих открытость школы внешнему окружению в целях использования информационных, социокультурных и природно-экологических ресурсов повышения качества образования, профориентации и здоровьесбережения учащихся»
Общая характеристика. Согласно концепции новой модели школы, использование внешних информационных и образовательных ресурсов выступает значимым условием формирования компетентностей учащихся и их способность применять получаемые знания в решении широкого круга личностных, гражданских, профессиональных и духовно-нравственных задач во взаимодействии с окружающим миром. Формирование данных компетентностей является также необходимым условием нормального соматического, психического и социального здоровья человека и, в целом, достижения состояния гармонии с внешней природной и социальной средой своего существования.
Использование внешних образовательных и информационных ресурсов не только требует от человека совокупности определенных знаний и способов действий, он и предполагает занятие им внутренней субъектной позиции в отношении окружающего мира и своей собственной жизни. Поэтому реализация данного направления связана с выстраиванием системы многоканальной связи школы с внешними социальными институтами, эффективным использованием механизмов сетевых взаимодействий и развитием разнообразных видов деятельности, связанной с их освоением.
Планируемые мероприятия.
1. Внедрение эффективных информационных технология для организации продуктивной образовательной деятельности школьников (2011 – 2013 гг.):
1.1. Создание разветвленной информационной сети, обеспечивающей мобильный доступ учащихся к ресурсам Интернета и современным компьютерным программам (2011 – 2012 гг.).
1.2. Обучение педагогов и учащихся школы современным информационно-коммуникативным технологиям (2011 – 2013 гг.).
1.3. Разработка, апробация и внедрение информационных модулей образовательных программ урочной и внеурочной деятельности школьников (2012 – 2013 гг.).
1.4. Создание неофициального школьного Интернет-сайта для презентации творческих достижений учащихся и общения с удаленными партнерами (2014 – 2015 гг.).
2. Разработка и реализация образовательных программ валеологической направленности с использованием экологических ресурсов Кубанского региона (2012 – 2015 гг.):
2.1. Разработка и апробация организационной модели взаимодействия гимназии с социальными партнерами по реализации образовательных программ валеологической направленности
2.2. Разработка и внедрение образовательных модулей, основанных на использовании внешних ресурсов формирования здорового образа жизни учащихся;
2.3. Обобщение опыта проектирования образовательных программ валеологической направленности с использованием внешних экологических ресурсов, осуществление комплексной оценки данной деятельности на заседании педагогического совета школы.
Индикаторы эффективности реализации данного направления программы
№ |
Индикатор |
на начало 2012/2013 у.г. (% от общей численности) |
на окончание 2015/2016 у.г. (% от общей численности) |
1 |
Общее количество учащихся, не имеющих отклонений по показателям соматического и психического здоровья |
не менее 50 |
не менее 80 |
2 |
Общее количество учащихся, участвующих в образовательных программах валеологической направленности с использованием экологических ресурсов региона |
не менее 40 |
не менее 70 |
3 |
Общее количество внедренных профильных образовательных программ, предполагающих использование учащимися внешних образовательных и информационных ресурсов |
не менее 40 |
не менее 70 |
Стратегическое направление развития
«Повышение эффективности условий профессионально-личностного саморазвития педагогов школы, становления их проектной и инновационной компетентности»
Общая характеристика. Профессиональное саморазвитие учителя - необходимое условие инновационного развития школы и, в целом, модернизации образования. В условиях совершаемого в русле перспектив развития российского образования в перспективе до 2020 г. становятся малоэффективными традиционные формы повышения квалификации, основанные на трансляции существующего педагогического опыта в форме курсовой подготовки. Самое актуальное педагогическое знание в этих условиях становятся неразрывно связанными с личностью учителя, развитием его профессионально-личностной позиции и способности эффективно продуцировать педагогические технологии, творчески развивая предшествующий опыт. Современный учитель, способный к реализации поставленных в настоящей Программе задач, должен обладать:
– компетентностями проблемного анализа ситуации развития, как школы в целом, так и каждого отдельного ребенка;
– открытостью для нового опыта и способностью перестраивать свою деятельность в новых условиях, мобильно осваивать новые средства обучения и воспитания;
– способностью проектировать и осуществлять инновационные образовательные практики;
– готовностью осуществлять тьюторское сопровождение учащихся при прохождении ими индивидуального образовательного маршрута.
В этой связи возникает необходимость проектирования новых условий профессионального саморазвития педагогов школы с использованием ресурсов самообразования, интерактивных практико-ориентированных методов профессионального обучения, материального стимулирования повышения качества результатов образовательного процесса. Реализация данного направления предполагает создание системы непрерывного внутришкольного постдипломного образования педагогов с использованием внешних образовательных ресурсов специализированных центров, а также учреждений высшего профессионального педагогического образования.
Планируемые мероприятия.
1. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов школы с использованием механизмов дистанционного обучения (2011 – 2013 гг.):
1.1. Проведение мониторинга эффективности использования педагогами школы современных образовательных и информационных технологий и выявление испытываемых в связи с этим профессиональных затруднений.
1.2. Разработка и реализация инновационной модульной практико-ориентированной программы повышения квалификации педагогов школы в соответствии с характером выявленных потребностей на базе учреждений дополнительного профессионального педагогического образования и педагогических вузов Краснодарского края и России.
1.3. Формирование внутришкольного института авторских инновационных площадок педагогов как инновационной формы повышения их профессиональной квалификации
2. Создание механизма материального стимулирования деятельности педагогов по повышению профессиональной квалификации в форме научных исследований и организации авторских инновационных площадок (2013 – 2015 гг.):
2.1. Разработка Положения об авторской инновационной площадке педагогов МОУ СОШ № 4 как формы повышения профессиональной квалификации;
2.2. Разработка Положения о материальном стимулировании образовательной (в системе повышения квалификации) и научно-исследовательской деятельности педагогов школы, работающих на авторских экспериментальных площадках;
2.3. Внесение изменений и дополнений в Устав МОУ СОШ № 4 в части системы оплаты труда и повышения квалификации педагогов.
Индикаторы эффективности реализации программы
№ |
Индикатор |
на начало 2012/2013 у.г. (% от общей численности) |
на окончание 2015/2016 у.г. (% от общей численности) |
1 |
Общее количество педагогов, повысивших квалификацию по индивидуальным образовательным программам в рамках инновационных практико-ориентированных модулей |
не менее 30 |
100 |
2 |
Общее количество педагогов, повысивших квалификацию на базе региональных и федеральных ресурсных центров |
не менее 20 |
не менее 50 |
3 |
Общее количество педагогов, повысивших квалификацию на базе ведущих вузов Краснодарского края и России, включая формы магистратуры и аспирантуры |
- |
не менее 25 |
4 |
Общее количество педагогов, получивших стимулирующие выплаты в результате использования в практике инновационного опыта, приобретенного в рамках программ повышения квалификации |
|
|
общие Критерии эффективности реализации
программы развития
1. Критерий готовности выпускников школы к профессионально-личностному самоопределению и выбору стратегии дальнейшего непрерывного образования:
– сформированность жизненных и профессиональных планов;
– реалистичность совершенного выбора с учетов внешних и внутренних условий;
– уровень сформированности ключевых и специальных компетентностей, обеспечивающих реализацию намеченных образовательных стратегий.
2. Критерий социальной эффективности осуществляемых предусмотренных Программой нововведений:
– степень принятия родительской общественностью и местным образовательным сообществом ценностных оснований и практических ориентиров развития школы;
– активность представителей родительской общественности в осуществлении инновационных преобразований и в работе органов общественного управления образованием;
– возникновение новых видов совместной образовательной деятельности учащихся и внешних социальных институтов в рамках осуществляемого партнерства.
3. Критерий развития культурных традиций школы как эффекта инновационных преобразований:
– степень выраженности ориентаций учащихся и других участников образовательного процесса на культурные ценности, составляющие основу настоящей Программы;
– уровень готовности учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса строить отношения с другими людьми и обществом в целом на основе избранных культурных ценностей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАССЧЕТЫ
ЦИФРЫ УСЛОВНЫЕ!!!
Общий объем необходимого финансирования Программы составляет 2 млн. 050 т.р. при соблюдении следующей разбивки по годам:
2011 г. – 450 т.р.
2012 г. – 350 т.р.
2013 г. – 350 т.р.
2014 г. – 300 т.р.
2015 г. – 300 т.р.
Предполагаются следующие направления расходования финансовых средств.
1. Укрепление материально-технической базы расширения локальной информационной сети; школы: приобретение учебного оборудования для творческих мастерских; программного обеспечения; спортивного инвентаря; полиграфического оборудования; оргтехники; аудио и видеоаппаратуры – 1 млн. руб., комплектование школьной библиотеки учебной и методической литературой.
2. Повышение квалификации педагогов школы – до 500 т.р.