МОУ СОШ №4 Краснодарский край, Абинск, улица Тищенко, 84 school4@abin.kubannet.ru, redis6@yandex.ru- Редакция и форум. Телефоны: 5-27-35-директор,5-27-35-секретарь, 5-19-63-учительская
Администрация школы Главная Новости Документы Ученики Методическая копилка Экзамены ЕГЭ Выпускники Учителя Модернизация образования Спорт Питание в школе Профилактика правонарушений Профессиональный союз педагогов ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Управление образования
администрации муниципального образования
Абинский район
МОУ СОШ №4
Тема: «Развитие внимания, как один из факторов успешного
обучения учащихся с задержкой психического развития»
Автор опыта:
Томозова Людмила Васильевна
педагог-психолог МОУ СОШ №4
Стаж работы- 12 лет
Специальность психолог-практик.
Контактный телефон: 4-19-63 (Опыт
в формате документа)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Причины возникновения ЗПР
1.1 Особенности внимания учеников с ЗПР
1.2 Нарушения внимания
Глава 2. Диагностика внимания и проведение коррекционной про-граммы
2.1 Первоначальная диагностика
2.2 Коррекционная программа
2.3 Вторичная диагностика
Выводы
Приложение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с интенсификацией учебного про-цесса в
общеобразовательных школах увеличилось количество де-тей, имеющих
трудности в обучении.
Большая часть из них имеет недостатки в интеллектуальном развитии.
В отечественной психологии особое значение отводится поис-ку резервов
формирования мыслительной деятельности, способст-вующих коррекции и
компенсации интеллектуальной недостаточ-ности.
Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности
является достаточно развитое внимание.
Изучение детей, имеющих ЗПР, которые по данным специаль-ных
эпидемиологических исследований составляют не менее пяти-десяти
процентов от числа детей испытывающих трудности в обучении,
нарушение целенаправленного внимания занимает пер-вое место.
Эти исследования проводились известными дефектологами Т.А. Власовой,
М.С. Певзнер и другими. Так Т.А. Власова и М.С. Певз-нер отмечают,
что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы.
Одно из проявлений этой незрелости – неумение сосредото-читься на
выполнении учебных заданий, в связи с неразвитостью
Поэтому постоянное развитие и совершенствование внимания учащихся с ЗПР
является одним из важнейших условий их продук-
Однако рекомендации для практических психологов по данному вопросу относятся
в основном к начальной школе и не освещают опыт проведения
психокоррекционной
работы с учащимися подро-сткового возраста.
В связи с этим актуальным является активизация поиска приемов развития
внимания для этой возрастной группы.
Новизна опыта заключается в разработке коррекционной про-граммы по развитию
свойств внимания. Стабильность опыта – представленный материал опробирован
на практике и показывает эффективность работы с данной кате-горией учащихся.
Оптимальность опыта – заключается в содержании готовых средств в работе
по коррекционной программе.
Предполагается, что данный опыт может дать устойчивые положительные
результаты
на протяжении многих лет коррекци-онной работы с учениками.
Практическая значимость опыта состоит в том, что материа-лы данного опыта
могут
быть использованы психологами, учите-лями предметниками, а также родителями.
Глава 1. Причины возникновения ЗПР
Спектр нарушений психического развития у детей доста-точно широк,
но значительно чаще встречается задержка психи-ческого развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания
развития психики в целом или отдельных ее функ-ций, замедление
темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается
при поступлении в школу и вы-ражается в недостаточности общего запаса
знаний,ограниченности представлений, незрелости мышления, малой
интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов,
быстрой пересыщаемости в интеллектуальной дея-тельности.
На базе нашей школы организованно два коррекционных класса
(в настоящее время это 8 «Е» и 9 «Д» кл), в которых обучаются дети с ЗПР.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
1. причины биологического характера;
2. причины социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус- конфликт и т.д.);
2) недоношенность ребенка;
3) родовые травмы;
4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.);
5) нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение с взрослыми и т.д.;
3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем.
Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера,
незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Классификация основных видов ЗПР по Лебединской К.С. опирается на классификацию
Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
– ЗПР конституционального характера (причина возникновения в несозревании лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
– ЗПР соматогенного происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
– ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
– ЗПР церебрально-астенического генеза (причина – мозговая
дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией – повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются:
– неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость;
– аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.[2]
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
1.1 Особенности внимания учеников с ЗПР
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
Ученики с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания учащихся с ЗПР неодинакова. У одних учеников максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении школьников. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием учеников и возникает порой без видимых причин. Внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут также выводить школьника из равновесия, заставляют его нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у школьников развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
Для большинства учеников с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие школьники начинают отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание учеников настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата их в рабочее состояние.
В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Переслени, 3. Тржесоглава, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др. отмечаются следующие особенности внимания школьников с ЗПР:
Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ученик продуктивно работает в течение 5-15 мин. Затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 мин, "отдыхает", накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отдыха" ученик "выпадает" из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил школьник снова способен к продуктивной деятельности и т.д.
Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Она указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.
Снижение объема внимания. Ученик удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать учебные задачи, при этом затруднено восприятие ситуации в целом.
Сниженная избирательность внимания. Ученик как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.
Сниженное распределение внимания. Ученик не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т. е. находятся на стадии усвоения.
"Прилипание внимания". Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
1.2 Нарушения внимания
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания.
Нарушения внимания.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. К ним относятся:
– неспособность сохранять внимание (ученик не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении);
– снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
– повышенная отвлекаемость (при выполнении заданий ученики суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое);
– снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушения внимания.
Отвлекаемость (отвлечение внимания) - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, но возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Возможные причины отвлечения внимания учащихся:
– неполная нагрузка;
– недостаточная сформированность волевых качеств;
– привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);
– повышенная утомляемость;
– плохое самочувствие;
– наличие психотравмы;
– монотонная, неинтересная деятельность;
– неподходящий темп деятельность;
– наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин "рассеянность" обозначает поверхностное, "скользящее" внимание. Рассеянность может проявляться:
– в неспособности к сосредоточению;
– в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных учеников подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие школьники могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:
– общее ослабление нервной системы (неврастения);
– ухудшение состояния здоровья;
– физическое и умственное переутомление;
– наличие тяжелых переживаний, травм;
– эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
– недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
– нарушения режима труда и отдыха;
– нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д.; (ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);
– чрезмерная подвижность (постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности).
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность учеников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность школьников с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
Анализ характеристик учащихся с ЗПР, обучающихся в массовой школе, проведенный Л.Ф.Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92% случаев.
Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, у учащихся с ЗПР характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ученик рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т. п.
Поэтому постоянно развивать и совершенствовать внимание учеников с ЗПР очень важно для их успешного обучения в школе.
Глава 2. Диагностика внимания и проведение коррекционной программы
Началу осуществления коррекционной работы с учениками
8 «Е» класса предшествует этап комплексного диагностического обследования.
На мой взгляд, эффективность психодиагностической работы будет обеспечена при соблюдении следующих условий:
– Обследование внимания должно проводиться два раза в год: осенью, чтобы выявить начальный уровень развития внимания и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год, и весной, чтобы подвести ее итоги, тем самым, определив эффективность собственной работы;
– Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания с учениками. В случае быстрого утомления можно прервать занятия и дать возможность учащимся походить или сделать физические упражнения. Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ученика от предложенных заданий);
– В междиагностический период необходимо проводить наблюдение за развитием внимания учащихся по работам, которые они выполняют.
В диагностических исследованиях мною использовались следующие методики:
а) Методика Мюнстенберга.
б) Методика «Проба Бурдона».
в) Методика Торндайка.
г) Методика отыскания цифр.
д) Методика исследования переключения внимания.
2.1 Первоначальная диагностика
Первоначально с учениками 8 « Е « кл. было проведено диагностическое обследование с использованием:
1. Методики Мюнстенберга – для определения уровня избирательности внимания.
2. Методики «Проба Бурдона» – для определения уровня развития устойчивости внимания.
3. Методики Торндайка – для определения уровня развития концентрации внимания.
4. Методики отыскания цифр – для определения уровня развития объема внимания.
5. Методики исследования переключения внимания подростков – для определения уровня развития способностей переключения внимания.
Результаты диагностических исследований.
1. Методика Мюнстенберга
Обработка результатов.
Показатель успешности рассчитывается по формуле:
(см. приложение 1)
Продуктивность:
с - общее количество правильно выделенных слов;
п - общее количество ошибочно выделенных слов;
н - количество пропущенных слов.
(см. приложение 1)
( см. приложение 6)
А=7бал.+0 бал=7 бал.
т.е. избирательность внимания учеников 8 «Е» кл. на начало учебного года ниже среднего уровня.
1. Методика «Проба Бурдона»
Обработка результатов: показатель успешности рассчитывается по формуле: ,
где
А – успешность;
В – производительность, т.е. количество 6укв,
просмотренных за 10 мин.;
С – точность, т.е. правильность зачеркивания из числа
предъявленных букв.
(см. приложение 2);
н – число правильно зачеркнутых букв;
м – количество букв, которые необходимо зачеркнуть.
(см. приложение 2);
(см. приложение 6),
т.е. устойчивость внимания учеников 8 «Е» кл. на начало учебного года ниже среднего уровня.
2. Методика Торндайка
Обработка результатов:
Показатель успешности рассчитывается по формуле:
где
А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени;
С - бальная оценка количества ошибок;
(см. приложение 3);
(см. приложение 6),
что соответствует среднему уровню развития концентрации внимания учеников 8 «Е» кл. на начало учебного года.
3. Методика отыскания цифр
Обработка результатов:
Временной показатель сразу переводится в шкальные оценки
где
А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени (Т1+Т2+Т3+Т4)
(см. приложение 4, 6),
т.е. объем внимания учеников 8 «Е» кл. на начало учебного года ниже среднего уровня.
4. Методика исследования переключения внимания подростков
Обработка результатов:
1. Подсчитывается количество сложений, выполненных в основной серии - N.
2. Подсчитывается среднее количество операций, выполненных за одну минуту. Этот показатель называется производительностью, используемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой Е
З. Подсчитывается количество операций (сложений), выполненных в тренировочной серии «n». Затем определяется среднее количество операций за одну минуту.
4. Подсчитывается степень переключаемости внимания.
что соответствует низкому уровню развития переключаемости внимания.
По результатам диагностического обследования у учеников
8 «Е» кл. слабо развиты следующие свойства внимания: избирательность, устойчивость, переключаемость и объем.
2.2 Коррекционная программа
После проведения диагностических исследований свойств внимания учащихся 8 «Е» кл. была составлена коррекционная программа.
Цель – развитие свойств внимания, отработка и закрепление полученных навыков.
Задачи:
1. Развить способность быть внимательным.
2. Расширить объем внимания.
3. Повысить способность концентрировать внимание.
4. Развить устойчивость внимания при его сосредоточении.
5. Развить способность быстро переключать внимание и распределять его.
6. Закрепить полученные навыки в ходе проведения занятий.
Основными методами работы были выбраны упражнения и задания на формирование свойств внимания, в которых использованы различные стимулы – буквы, цифры, геометрические фигуры, картинки, иллюстрации из книг, мелкие предметы.
Занятия с испытуемыми проводились один раз в неделю. Всего проведено 10 занятий. Продолжительность занятий – 40 минут.
В дальнейшем, для закрепления полученных навыков, ученикам на занятиях регулярно предлагались разнообразные задания для тренировки внимания.
Занятие 1. Внимательность и наблюдательность
Цель – развитие наблюдательности, отработка умения различать признаки
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
Экспериментатор диктует испытуемому количество клеток и направление линий (1 вверх, 3 вправо), а испытуемый рисует эту линию. Должна получиться фигура (гитара). |
2. Работа по теме «Найди отличия» |
10 |
Развить способность наблюдать |
Две похожие картинки. |
Нужно найти как можно больше отличий, сопоставляя 2 похожие картинки. |
3. Разминка «Игра индейцев» |
10 |
Расширить объём внимания |
15 мелких предметов, кусок ткани. |
На столе раскладываются 15 мелких предметов (ключ, резинка, камешки и т.д.), которые прикрываются тканью. На счет раз – два –три испытуемому открывают покрывало на 10 секунд и затем вновь закрывают. Нужно перечислить предметы и описать их. Повторить 2 раза, меняя предметы местами. |
4. Работа по теме «На пожаре» |
15 |
Развить наблюдательность |
Рисунок |
В течении 30 секунд демонстрируется рисунок. Нужно рассмотреть его и ответить на вопросы: 1. Сколько домов? 2. Сколько автомобилей? 3. В какой части здания пожар? |
Занятие 2. Объём внимания
Цель – расширение объёма внимания
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Цветок) |
2. Работа по теме «Расставь точки» |
10 |
Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов |
15 карточек с точками, 15 карточек без точек, карандаш |
Испытуемому на 2 секунды показывают каждую карточку и после каждой предлагают воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Если испытуемый помнит количество точек, но расположение некоторый вызывает сомнение, он проставляет на полях соответствующее количество крестиков. |
3. Разминка Корректурная проба «Человечки» |
10 |
Повысить устойчивость внимания |
Бланк, карандаш |
Последовательно просматривая каждую строчку: 1. Подчеркнуть человечков на одной ножке 2. Подчеркнуть, у которых ноги шире плеч и раскинуты руки в стороны 3. Подчеркнуть, у которых руки и ноги шире плеч. |
4. Работа по теме «Дворец внимания» |
10-15 |
Расширить объём внимания |
Лист в клетку, на котором изображен «Путь» |
Испытуемому на 30 секунд показывают «путь» во дворец внимания. Линия может идти по всем направлениям, но не должна пересекаться. После испытуемый по памяти набрасывает этот путь на своём листе. |
Занятие 3. Объём внимания
Цель – расширение объёма внимания, закрепление навыков удерживать в поле зрения много предметов
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Дом) |
2. Работа по теме «Числовые прятки» |
10 |
Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов |
20 карточек с числами. |
На столе раскладываются 20 карточек с числами в произвольном порядке. Испытуемый должен рассмотреть все карточки, затем отвернуться. Экспериментатор перемешивает все карточки и 2 из них прячет. Нужно как можно быстрее сказать какого числа не хватает. |
3. Разминка «Запоминай порядок» |
5 |
Расширение объёма внимания |
8 цветных карандашей |
Испытуемому показать в руке 8 карандашей. Через 20 секунд убрав их, спросить о последовательности в их расположении. Повторить 3 раза меняя их местами. |
4. Работа по теме «Кто спрятался» |
10-15 |
Расширить объём внимания |
Рисунок с контурами животных. |
На листе контуры животных нарисованы друг на друге. Нужно найти всех животных (12). |
Занятие 4. Объём внимания
Цель – отработка навыков
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Дерево) |
2. Работа по теме «Спичечный узор» |
10 |
Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов |
Спички. |
Спички прячут в ладонях, трясут и бросают на стол (8-10 спичек). Вместе с испытуемым рассматривают фигуру: как легли спички и в какую сторону смотрят головки спичек? Предлагается повторить фигуру, при этом предыдущий узор накрывают листом бумаги |
3. Работа по теме «Близнецы» |
10-15 |
Расширить объём внимания |
Рисунок с фигурами |
А) Среди 10 мальчиков на рисунке найти двух одинаковых. Б) Среди 12 квадратов с разнообразными узорами найти 2 одинаковых. |
Занятие 5. Концентрация внимания
Цель – развитие концентрации внимания на одном объёкте
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Самолёт) |
2. Работа по теме «Как можно быстрее» |
10 |
Развить особенность концентрации внимания на заданном объекте |
Лист с текстом, карандаш |
Предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в тексте какую либо часто встречающуюся букву (е). Далее задание усложняется: 1. Подчеркнуть «а» перед «л», «о» после «м»; 2. Подчеркнуть «д» перед гласными буквами |
3. Разминка «Хлопай! Не зевай!» |
5 |
Повысить способность концентрировать внимания |
- |
1) Считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3 (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18 и т.д.) 2) Считать до 40, заменяя хлопком числа, которые делятся на 2 и на 5 (2, 4, 5, 6, 8, 10 и т.д.) |
4. Работа по теме Корректурная проба «Бурёнки» |
10 |
Развить устойчивость внимания |
Бланк, карандаш |
Последовательно просматривать каждую строчку: 1. подчеркнуть бурёнок с одним рогом; 2. подчеркнуть бурёнок с двумя рогами; 3. с одним рогом и одним ухом; 4) чередовать: с одним рогом, двумя ушами. |
Занятие 6. Концентрация внимания
Цель – развитие концентрации внимания, закрепление навыков
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Книга) |
2. Работа по теме «Перепиши» |
10 |
Развить особенность концентрации внимания на заданном объекте |
Лист с произвольным набором букв, карандаш |
Предлагается без ошибок переписать следующие строчки А) ммадаамаребергеассаасагесклаллаессанессас Б) еналсстадеенадслатетальтаррсусокгата В) етабрертанорасотаннадебаругакаллихаррар |
2. Работа по теме «Как можно быстрее» |
10 |
Развить особенность концентрации внимания на заданном объекте |
Лист с текстом, карандаш |
Предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в тексте «а» и «п» и подчеркнуть «в» и «д» одновременно. |
Занятие 7. Концентрация внимания
Цель – развитие концентрации внимания на одном объёкте
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Машина) |
2. Работа по теме «Заметить всё» |
10 |
Повысить устойчивость внимания |
3 небольших текста из учебников, карандаш. |
1) В первом тексте испытуемому предлагается подчеркнуть существительные одной чертой. 2) Во втором – существительные одной чертой, а глаголы – двумя. Но в средине работы задание меняется: существительные двумя чертами, а глаголы – одной. 3) В третьем тексте испытуемый должен подчеркнуть существительные – волнистой линией, глаголы – одной, а прилагательные – двумя чертами. |
3. Разминка Корректурная проба «Хрюши» |
5 |
Развить устойчивость внимания |
Бланк, карандаш |
Последовательно просматривать каждую строку: 1) подчеркнуть веселых поросят; 2) подчеркнуть веселых поросят с двумя ушками; 3) подчеркнуть грустных поросят одним ухом и с чёлкой |
4. Работа по теме Методика Рисса |
5-10 |
Повысить устойчивость внимания при длительном сосредоточении |
Бланк с перепутанными линиями, карандаш |
Испытуемому необходимо проследить взглядом начало и определить её конец справа, поставив соответствующий номер. Норма времени – 4-6 минут. |
Занятие 8. Распределение внимания
Цель – развитие распределения внимания
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Слон) |
2. Работа по теме «Найди слова» |
10 |
Развитие распределения внимания |
Таблица с буквами |
В таблице «спрятаны» 10 названий животных. Нужно быстро найти их. |
3. Разминка «Запоминай порядок» |
5 |
Расширение объёма внимания |
8 цветных карандашей |
Испытуемому показать в руке 8 карандашей. Через 20 секунд убрав их, спросить о последовательности в их расположении. Повторить 3 раза меняя их местами. |
4. Работа по теме «Каждой руке – своё дело» |
5-10 |
Научится распределять внимание |
Книга с иллюстрациями, бумага, ручка |
Испытуемого просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями, запоминая их, а правой чертить геометрически фигуры. Повторить 3 раза. |
Занятие 9. Переключение и распределение внимания
Цель – развитие переключения внимания и его распределения
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Велосипед) |
2. Работа по теме «Назови цифры» |
10-15 |
Развить переключение внимания с одного объекта на другой |
Таблица с 49 цифрами (римскими и арабскими) |
Испытуемый должен выполнить следующие задания: 1) показать арабские цифры в возрастающем порядке (1-25); 2) показать римские цифры в убывающем порядке (XXIV – I) 3) показать попеременно арабские в убывающем, а римские в возрастающем порядке (25, I, 24, II и т.д.) |
4. Работа по теме «Какой предмет изображён 6 раз» |
10 |
Развить распределяемость внимания |
Лист с 6 полосами заполненными мелкими предметами |
1) Испытуемому .предлагается среди большого количества мелких фигур найти ту, которая изображена 6 раз; 2) Найти предмет, изображённый всего 3 раза. |
Занятие 10. Переключение внимания
Цель – развитие переключения внимания
Этап |
Вр. (мин.) |
Задачи |
Материалы |
Содержание упражнений |
1. Разминка «Графический диктант» |
5 |
Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание |
Бумага в клетку, ручка. |
См. занятие первое. (Лампа) |
2. Работа по теме «Фигуры» |
10 |
Развитие переключения внимания, повысить концентрацию |
Бланк текста ручка. |
1) Необходимо без ошибок расставить знаки в геометрические фигуры Знаки расставить подряд, построчно. 2) На втором бланке задание меняется |
3. Разминка Корректурная проба «Девочки» |
5 |
Повысить устойчивость внимания |
Бланк, карандаш |
Последовательно, просматривая каждую строчку, необходимо: 1) подчеркнуть девочек с чёрными бантиками; 2) подчеркнуть девочек с белыми волосами и белыми бантами 3) с белыми волосами и черными бантиками |
4. Работа по теме «Счёт» |
10 |
Развить способность переключения внимания |
Бумага, ручка |
1) Нужно называть по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке (произносить 1, писать 20; произносить 2, писать 19 и т.д.) 2) Изменить задание: называть от 30 до 1, а писать тоже в обратном порядке. |
Результаты диагностических исследований.
1. Методика Мюнстенберга.
Обработка результатов.
Показатель успешности рассчитывается по формуле: (см. приложение 1)
Продуктивность:
с - общее количество правильно выделенных слов;
п - общее количество ошибочно выделенных слов;
н - количество пропущенных слов.
(см. приложение 6),
что соответствует среднему уровню развития избирательности внимания учеников на конец года.
2. Методика «Проба Бурдона»
Обработка результатов: показатель успешности рассчитывается по формуле: ,
где
А – успешность;
В – производительность, т.е. количество 6укв, просмотренных за
10 мин.;
С – точность, т.е. правильность зачеркивания из числа предъявленных букв.
(см. приложение 2);
н – число правильно зачеркнутых букв;
м – количество букв, которые необходимо зачеркнуть.
(см. приложение 2);
(см. приложение 6),
что соответствует среднему уровню развития устойчивости внимания учеников на конец года.
3. Методика Торндайка
Обработка результатов:
Показатель успешности рассчитывается по формуле:
где
А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени;
С - бальная оценка количества ошибок.
(см. приложение 3);
(см. приложение 6),
т.е. концентрация внимания учеников на конец года выше среднего уровня
4. Методика отыскания цифр
Обработка результатов:
Временной показатель сразу переводится в шкальные оценки
где
А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени (Т1+Т2+Т3+Т4)
(см. приложение 4, 6),
что соответствует среднему уровню развития объема внимания учеников на конец года.
5. Методика исследования переключения внимания подростков
Обработка результатов:
1. Подсчитывается количество сложений, выполненных в основной серии - N.
2. Подсчитывается среднее количество операций, выполненных за одну минуту. Этот показатель называется производительностью, используемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой.
З. Подсчитывается количество операций (сложений), выполненных в тренировочной серии «n». Затем определяется среднее количество операций за одну минуту.
4. Подсчитывается степень переключаемости внимания.
что соответствует среднему уровню развития переключаемости
внимания учеников на конец года
Выводы
Проанализировав и сопоставив результаты первичной и вторичной диагностики, можно сделать следующий вывод. После проведения коррекционной программы результаты вторичной диагностики, по таким свойствам внимания как устойчивость, избирательность, переключение и концентрация стали лучше. Однако, разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, вследствие чего по этому свойству наблюдается незначительная положительная динамика.
В результате проведенной коррекционной работы были выполнены поставленные задачи по развитию свойств внимания (объема, переключения, устойчивости, избирательности и концентрации).
Таким образом, данная коррекционная программа является эффективной для развития внимания у подростков с ЗПР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика Мюнстенберга
Цель – определение уровня избирательности внимания.
Инструкция: На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть слова в именительном падеже единственного числа.
Вам необходимо найти эти слова и подчеркнуть их. Начинать надо с первой буквы и кончать последней. Задание надо выполнять быстро и точно.
Испытуемому предлагается бланк, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита, среди них в разных местах впечатаны слова, хорошо знакомые испытуемому. Испытуемый должен как можно скорее найти слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время, количество найденных слов и количество неправильно найденных (сверяясь по ключу).
Ключ: /25 слов/ Солнце, роман, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, джин, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Обработка результатов: показатель успешности рассчитывается по формуле:
Продуктивность:
с - общее количество правильно выделенных слов;
п - общее количество ошибочно выделенных слов;
н - количество пропущенных слов.
Т- бальная оценка временри.
Стимульный материал - Приложение 1А.
Таблица оценки успешности - Приложение 1
Таблица перевода в шкальные оценки – Приложение 6
Приложение 1
Время в сек. |
Оценка Т |
122 |
+2 |
122-209 |
+1 |
209-385 |
0 |
385-473 |
-1 |
473-561 |
-2 |
561-649 |
-3 |
649-737 |
-4 |
737-825 |
-5 |
825 |
-6 |
Приложение 2
Методика «Проба Бурдона»
Цель – определение уровня развития устойчивости внимания.
Инструкция: На бланке строчками напечатаны буквы алфавита.
Вы тщательно, последовательно рассматриваете все строчки, отыскивая буквы Р и К, зачеркивая их. Задание выполняется быстро и точно. Старайтесь не пропускать букв. Bpeмя проведения эксперимента ограничивается 10 мин.
Обработка результатов: показатель успешности рассчитывается по формуле
где
А – успешность;
В – производительность, т.е. количество 6укв, просмотренных за
10 мин.;
С – точность, т.е. правильность зачеркивания из числа предъявленных букв.
н – число правильно зачеркнутых букв;
м – количество букв, которые необходимо зачеркнуть.
Таблица оценки успешности – Приложение 2.
Таблица перевода в шкальные оценки – Приложение 6
Стимульный материал – Приложение 2А
Приложение 2.
Кол-во просмотренных знаков |
Оценка «В» |
Точность в процентах (%) |
Оценка «С» |
1010 |
1 |
70 |
1 |
1010-1175 |
3 |
70-72 |
3 |
1175-1340 |
5 |
72-73 |
5 |
1340-1505 |
7 |
73-74 |
7 |
1505-1670 |
9 |
74-76 |
9 |
1670-1835 |
10 |
76-77 |
10 |
1835-2000 |
11 |
77-79 |
11 |
2000-2165 |
12 |
79-80 |
12 |
2165-2330 |
13 |
80-81 |
13 |
2330-2495 |
14 |
81-83 |
14 |
2495-2660 |
15 |
83-84 |
15 |
2660-2825 |
16 |
84-85 |
16 |
2825-2990 |
17 |
85-87 |
17 |
2990-3155 |
18 |
87-88 |
18 |
3155-3320 |
19 |
88-90 |
19 |
3320-3485 |
20 |
90-91 |
20 |
3485-3650 |
21 |
91-92 |
21 |
3650-3815 |
22 |
92-94 |
22 |
3815-3980 |
23 |
94-95 |
23 |
3980-4145 |
24 |
95-96 |
24 |
4145-4310 |
25 |
96-98 |
25 |
4310 |
26 |
98 |
26 |
Приложение 3
Методика Торндайка
Цель – определение уровня развития концентрации внимания.
Инструкция: На бланке вверху напечатано 10 трехзначных чисел.
Внизу 10 столбиков подобных чисел. Вам нужно как можно быстрее
найти числа, расположенные в верхних двух столбиках и вычеркнуть их в нижних столбиках. Числа искать начиная с первого.
Обработка результатов: Показатель успешности рассчитывается по формуле:
где А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени;
С - бальная оценка количества ошибок.
Время в секундах переводится в бальные показатели «Т».
Количество ошибок переводится в бальные оценки «С».
Таблицы перевода времени и ошибок в бальные оценки –Приложение 3
Таблица перевода в шкальные оценки – Приложение 6
Стимульный материал Приложение3А
Приложение 3
Время, сек |
Оценка «Т» |
Кол-во ошибок |
Оценка «С» |
110 |
26 |
1 |
2 |
110-140 |
25 |
2 |
4 |
140-170 |
24 |
3 |
6 |
170-200 |
23 |
4 |
8 |
200-230 |
22 |
|
|
230-260 |
21 |
|
|
260-290 |
20 |
|
|
290-320 |
19 |
|
|
320-350 |
18 |
|
|
350-380 |
17 |
|
|
380-410 |
16 |
|
|
410-440 |
15 |
|
|
440-470 |
14 |
|
|
470-500 |
13 |
|
|
500-530 |
12 |
|
|
530-560 |
11 |
|
|
560-580 |
10 |
|
|
580 |
9 |
|
|
Приложение 4
Методика отыскания цифр
Цель – определение уровня развития объема внимания.
Инструкция: Перед вами таблицы с цифрами, распложенными в беспорядке. Вам нужно находить и показывать цифры в порядке расположения ряда. 3адание выполнять быстро и правильно.
Испытуемому предъявляются по очереди 4 таблицы, фиксируется время работы с каждой, затем результат суммируется.
Обработка результатов: Временной показатель сразу переводится в шкальные оценки А=Т
где
А - успешность выполнения задания;
Т - бальная оценка времени.
Стимульный материал - Приложение 4А
Таблица перевода в шкальные оценки - Приложение 6
«Таблицы Горбова для исследования объема внимания»
I |
|
II |
||||||||
14 |
18 |
7 |
24 |
21 |
22 |
25 |
7 |
21 |
11 |
|
22 |
1 |
10 |
9 |
6 |
6 |
2 |
10 |
3 |
23 |
|
16 |
5 |
8 |
20 |
11 |
17 |
12 |
16 |
5 |
18 |
|
23 |
2 |
25 |
3 |
15 |
1 |
15 |
20 |
9 |
24 |
|
19 |
13 |
17 |
12 |
4 |
19 |
13 |
4 |
14 |
8 |
|
III |
IV |
|||||||||
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
9 |
5 |
11 |
23 |
20 |
|
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
14 |
25 |
17 |
1 |
6 |
|
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
3 |
21 |
7 |
19 |
13 |
|
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
18 |
12 |
24 |
16 |
4 |
|
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
8 |
15 |
2 |
10 |
22 |
Приложение 5
Методика исследования переключения внимания подростков
Цель – определение уровня развития способностей переключения внимания.
Краткое описание работы: По сигналу экспериментатора испытуемый должен с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных друг под другом, двумя чередующимися способами.
Сущность первого способа заключается в следующем: испытуемый складывает два числа и сумму записывает рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых сносит вниз. Если в сумме получаются двузначные числа, то записываются только единицы, а десятки отбрасываются.
Например:
3 8 1 9 0 9 9 8 7
5 3 8 1 9 0 9 9 8 и т.д.
3+5=8+3=11+9=10+9=9+0=9+9=19+9=17+8
и т. д.
По второму способу сумму сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносят вверх.
Например:
3 5 8 3 1 4 5 9
5 8 3 1 4 5 9 4
и т. д.
3+5=8+5=13+8+11+3=4+1=5+4=9+5=14+9
и т. д.
Таким образом, первый и второй способы отличаются формой записи слагаемых и их суммы. Способы работы меняются через каждую минуту.
Эксперимент состоит из двух этапов: основного и тренировочного. Тренировочный этап длится: 4 минуты, а основной - 10 минут.
Порядок проведения эксперимента.
Подготовительный этап:
1. Внимательно прочитать описание методики. Разобраться в способах записи слагаемых и других тонкостях методики.
2. Подготовить рабочее место испытуемого, чистую бумагу, ручки, секундомер.
З. Опробовать методику на себе.
4. Обработать собственные результаты с помощью предлагаемых формул и шкал, а затем сделать выводы.
Диагностический этап работы.
1. Объяснить испытуемому его задачу с помощью предлагаемой инструкции.
2. Осуществить тренировочный этап эксперимента.
З. После завершения тренировочного этапа еще раз повторить задание испытуемому с помощью инструкции.
4. Осуществить основной этап эксперимента.
5. Обработать полученные результаты с помощью предлагаемых формул.
6. Оценить результаты обработки с помощью шкалы оценок переключаемости внимания подростков.
Инструкция испытуемому.
Твоя задача заключается в том, чтобы складывать однозначные числа. Работать будешь двумя способами, которые необходимо чередовать по моей команде.
Первый способ работы заключается в следующем: ты должен записать два числа одно под другим, найти их сумму и записать ее рядом с верхним числом. Верхнее из двух предыдущих слагаемых необходимо снести вниз.
По второму способу сумму сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижние из предыдущих слагаемых переносят вверх. Способы работы будут меняться через каждую минуту. Кроме того, ты должен запомнить и применять правило, касающееся первого и второго способов работы:
если сумма двух слагаемых больше десяти, то цифра, обозначающая десятки, отбрасывается, а записываются только единицы полученного числа.
При переходе от одного способа сложения к другому дается команда:
« Черта! Второй способ».
Ты должен поставить в строчке вертикальную черту и продолжать работу по второму способу.
Аналогично, по команде: « Черта! Первый способ», ты должен поставить вертикальную черту и переходить к первому способу работы. Так будет продолжаться несколько раз. Постарайся работать как можно быстрее и без ошибок. Если возникает затруднение, постарайся проверить себя, найти ошибку и продолжать работу.
Итак, напиши вверху 7, внизу - 8. Первый способ!
Начали работу.....
Экспериментальный материал
Выше перечисленные пары чисел рекомендуются вследствие того, что при отсутствии ошибок они дают повторение ряда через 60 сложений. Чтобы облегчить обработку, необходимо использовать одни и те же числа.
Обработка результатов:
1. Подсчитывается Количество сложений, выполненных в основной серии - N.
2. Подсчитывается среднее количество операций, выполненных за одну минуту. Этот показатель называется производительностью, используемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой.
З. Подсчитывается количество операций (сложений), Выполненных в тренировочной серии «n». Затем определяется среднее количество операций за одну минуту.
4. Подсчитывается степень переключаемости внимания.
«Шкала оценок уровня развития переключаемости
внимания старшеклассников»
N п/п |
Степень переключаемости внимания, К |
Оценка уровня развития переключаемости внимания |
1 |
0,33-0,79 |
Низкий |
2 |
0,80-0,90 |
Средний |
3 |
0,91-1,00 |
Высокий |
4 |
1,01-1,33 |
Очень высокий |
Приложение 6
Шкала для перевода показателей успешности
вербального внимания в сопоставимые оценки
Оценка |
Концентрация |
Устойчивость |
Переключение |
Избирательность |
Объём |
19 |
26 |
50 |
110 |
102 |
115 |
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
25 |
48-49 |
110-114 |
101 |
115-125 |
16 |
- |
46-17 |
114-122 |
- |
125-135 |
15 |
24 |
44-15 |
122-132 |
98-100 |
135-145 |
14 |
23 |
39-43 |
132-142 |
96-97 |
145-155 |
13 |
22 |
36-38 |
142-149 |
92-95 |
155-165 |
12 |
21 |
34-35 |
149-159 |
88-91 |
165-175 |
11 |
20 |
31-33 |
158-172 |
83-87 |
175-195 |
10 |
18-19 |
28-30 |
172-182 |
76-81 |
195-215 |
9 |
16-17 |
25-27 |
182-189 |
69-75 |
215-235 |
8 |
14-15 |
23-24 |
189-195 |
62-68 |
235-265 |
7 |
12-13 |
20-22 |
195-201 |
53-61 |
265-295 |
6 |
10-11 |
16-19 |
201-205 |
48-52 |
295-335 |
5 |
8-9 |
14-15 |
205-208 |
31-45 |
335-375 |
4 |
- |
12-13 |
208-211 |
25-30 |
375-405 |
3 |
7 |
9-11 |
211-214 |
20-24 |
405-455 |
2 |
- |
- |
214-217 |
15-19 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
6 |
9 |
217 |
15 |
455 |
Список литературы
1. Астапов В.М. Дети с нарушениями развития. Москва, 1995г
2. Дружинина Е. А. Пер. с англ. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994г.
3. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.
Москва «Педагогика – Пресс»,1993 г.
4. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Москва, 1999 г.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.
издательство Московского университета, 1985 г.
6. Мастюкова Е.М Ребенок с отклонениями в развитии.
Москва «Просвещение», 1992 г.
7. Методические Рекомендации по курсу «Возрастная Психология» часть 2 под редакцией проф. Кукосян О.Г. Кубанский Государственный Университет Краснодар 1992 г.
8. Немов Р.С. Общая психология М.Владос, 1999г
9. Платонов К.К. Занимательная психология. Санкт-Петербург, 1997г.
10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. 2001г.
11. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра под редакцией Рогова Е.И. Шахты, 1994г.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Москва, «Владос»,1996г.
13. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1997г.