Всероссийский конкурс «Лучшие школы России-2007».
Публичный отчёт МОУ СОШ № 4 города Абинска Краснодарского края.
1.Уникальность и инновационный потенциал Программы развития.
Программа развития МОУ СОШ № 4 г. Абинска базируется на представлениях о миссии, которую призвана выполнять современная школа, обладающая мощной учебно-методической базой для профильного обучения школьников и расположенная в малом городе Кубани. С учетом того, что г. Абинск в настоящее время еще не может быть отнесен к наиболее развитым территориям Краснодарского края и не содержит полного набора социокультурных условий для совершения его молодыми гражданами достойной профессиональной и личной карьеры, миссия школы в настоящей программе определяется как содействие социокультурному развитию региона через формирование основ личности, способной к непрерывному саморазвитию на протяжении всей жизни в процессе творческого преобразования среды своего обитания, к преодолению неблагоприятных условий своего существования и их преобразования в ситуацию личностного роста.
Принятие такой миссии содержит в своей основе глубокий анализ ситуации развития школы во взаимодействии с внешней социальной средой, выступающей для нее источником гражданского образовательного заказа. Выявлены следующие противоречия, с преодолением которых связаны перспективы развития школы на ближайшие пять лет:
- между необходимостью подготовки выпускника школы, способного самостоятельно добиваться успеха, соотнося цели собственной жизни с нормами морали и нравственности, целями общества в целом и родного края в частности, достойно преодолевая трудности в условиях высокой неопределенности будущего, и ориентацией традиционного образовательного процесса на получение школьниками уже готового опыта предшествующих поколений;
- между объективной тенденцией скорого устаревания научных знаний, динамичного возрастания общего объема информации в мире, и недостаточной сформированностью способностей школьников к самостоятельному освоению и получению новых знаний за пределами традиционных школьных программ;
- между пониманием сущности современного гражданина России как его внутренней свободы для творческой самореализации и несвободным характером развития личности в условиях традиционного учебно-воспитательного процесса школы.
Понимая, что преодоление этих противоречий требует объединения усилий школы с другими образовательными институтами и всем местным сообществом, влияющим на социализацию и личностное развитие школьников, а также имея определенный задел проектирования инновационной образовательной системы школы, открытой к взаимодействию с внешней социальной средой, коллектив школы определил цель предстоящих инновационных преобразований как обеспечение устойчивого развития школы как личностного ориентированного образовательного пространства, отвечающего образовательным потребностям ребенка, целям и ценностям становящегося демократического общества России и потребностям развития муниципальной системы образования г. Абинска. Новизна предложенного подхода к определению перспективных целей развития школы в данном случае состоит в единстве целей развития ребенка, школы, муниципальной системы образования и микросоциума, включая представленные в нем профессиональные сообщества.
Адекватно поставленным целям программой определены приоритетные направления развития школы:
- создание педагогических условий личностно-профессионального самоопределения учащихся в современной ситуации развития российского общества;
- обеспечение здоровьесбережения учащихся, защита от негативных экологических и социальных влияний внешней и внутренней среды школы на их духовное и соматическое здоровье;
- становление школы как креативной образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей учащихся.
Выделенные направления взаимно дополняют друг друга и обеспечивают целостность развития природного, социального и духовно-творческого начала личности.
Представленная в Программе развития модель новой школы базируется на наиболее современных взглядах о путях становления творческой, свободной, самоопределяющейся личности в условиях развивающегося демократического общества. Непрерывность, личностная направленность всего образовательного процесса и преемственность его отдельных ступеней обеспечивается в настоящей модели взаимодействием структурных модулей образовательного процесса, подчиненным общей системе базовых ценностей и принципов его организации. Структура образовательного процесса в обновленной школе включает в себя модули начального, допрофильного, предпрофильного и профильного образования, модуль психолого-педагогического сопровождения процессов личностного развития учащихся и модуль постдипломного педагогического образования и профессионального саморазвития учителя. Реализация данных модулей должна всесторонне обеспечить удовлетворение образовательных потребностей учащихся, связанных с выбором профиля обучения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, жизненными целями, планами и перспективами.
Эффективность указанных модулей обеспечивается предусмотренной Программой системой ресурсного обеспечения, компонентами которой являются:
- профессионально-личностный творческий потенциал педагогических работников школы
- научно-педагогическая информация по вопросам личностно ориентированного образования и технологиям реализации его целей в условиях общеобразовательной школы
- материально-техническая база, обеспечивающая возможность реализации в образовательном пространстве школы разнообразных видов продуктивной творческой деятельности детей и взрослых
- учебно-методическая база реализуемых образовательных программ
- нормативная база, обеспечивающая развитие школы в едином правовом пространстве РФ
- источники целевого финансирования инновационных культурно-образовательных проектов, реализуемых в рамках настоящей Программы
- внешние связи школы, осуществляемые на основе социального партнерства в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Особо важная роль в системе ресурсного обеспечения отведена внешним сетевым взаимодействиям школы с гражданскими образовательными институтами, которые призваны обеспечить общественную поддержку и экспертизу результатов образовательного процесса, установить его соответствие образовательным потребностям общества.
Согласно замыслу Программы, ее ресурсное обеспечение должно стать фактором эффективного развития не только самой школы, но и ее сетевых партнеров и всей муниципальной системы образования.
Существенной новизной и актуальностью для развития муниципальной системы образования г. Абинска обладает и заложенная в Программе система оценки качества образования по показателям социальной эффективности на основе общественной экспертизы качества образования и удовлетворенности образовательных потребностей социума.
Стратегия перехода к новой модели школы базируется на поддержке и развитии инновационной, преобразовательной деятельности всех участников образовательного процесса. В отличие от традиционного подхода, основанного на жестком планировании действий исполнителей программ, в настоящей Программе выделены области стратегических преобразований, по каждой из которых определены цели, задачи и исходный общий замысел. При таком подходе наиболее востребованным становится творческий потенциал каждого педагога, позволяющий находить оригинальные, нестандартные решения поставленных задач. Именно с развитием совместного творчества участников образовательного процесса связаны перспективы создания в школе креативной образовательной среды. Сама же При этом возрастает инновационный потенциал и расширяется круг возможностей обеспечения непрерывного развития школы, своевременного выявления и реализации дополнительных, скрытых ресурсов.
2. Результативность деятельности.
Принято любой труд оценивать по конечному результату. Сегодня наиболее объективной системой оценки работы школы является единый государственный экзамен. Школа в течение пяти лет показывает стабильные результаты по обязательным экзаменам, демонстрируя положительную динамику по таким показателям, как количество «2», «5», средний балл по стобалльной шкале.
Средний балл |
Русский язык |
математика |
география |
химия |
биология |
физика |
Россия |
49,8 |
48,7 |
|
|
|
|
край |
48,1 |
47,2 |
55,1 |
58,2 |
54,1 |
51,2 |
район |
51,6 |
49,8 |
62 |
56,9 |
53,2 |
48,7 |
СОШ № 4 |
56,28 |
54,98 |
70,1 |
75 |
62 |
53 |
Результаты ЕГЭ 2007 года на фоне района и края таковы:
Общие РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ И
ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ В 2007 г..
Предмет |
Кол-во сдававших |
На «2» |
На «3» |
На «4» |
На «5» |
Средний балл |
математика |
102 |
3% |
40% |
41% |
16% |
54,98 |
русский язык |
102 |
2% |
28% |
44% |
26% |
56,28 |
география |
17 |
- |
5,9% |
41,2% |
52,9% |
70,1 |
химия |
3 |
- |
- |
33,3% |
66,7% |
75 |
биология |
1 |
- |
- |
100% |
- |
62 |
физике |
2 |
- |
50% |
50% |
- |
53 |
В 2007 году из 102 выпускников 11 классов 10 окончили школу с серебряной медалью, 7- с золотой.
Из пяти 11 классов три были сформированы как профильные. Многие дети выбрали для дальнейшего обучения специальности, соответствующие профилю обучения в выпускных классах школы.
В рамках международного сравнительного исследования качества общего образования
PISA Российской академией образования в апреле-мае 2006 года проводилось тестирование учащихся в 64 регионах Российской Федерации, в том числе в 10 городах и районах Краснодарского края. В список школ, где проводилось данное тестирование, была включена наша школа, которую представляли 33 ученика 1990 года рождения (выборка из полного списка учащихся этого возраста была сделана по специальной методике).
Результаты исследования таковы:
|
математика |
естествознание |
чтение |
Средний |
Результаты выполнения, % по школе № 4 |
43 % |
49 % |
46 % |
46 % |
|
|
|
|
|
Результаты выполнения, % по России |
42 % |
47 % |
45 % |
45 % |
Ученики Шашков Сергей, Катасонова Мария, Буюн Алёна показали результаты, превышающие лучшие общероссийские.
Итоги поступления выпускников 2007 года по профилю:
социально- гуманитарный профиль- 33%,
социально- экономический профиль- 52%,
естественно-научный профиль- 75%.
Стабильны результаты работы с одарёнными детьми. Регулярно школа лидирует по количеству победителей и призёров предметных олимпиад в районе, участвует в зональном, краевом этапах предметных олимпиад, вышла на заключительный всероссийский.
Результаты участия в предметных олимпиадах (количество победителей и призёров):
этапы |
районный |
зональный |
краевой |
всероссийский |
2005 |
43 |
8 |
1 (Волкова Анастасия- 1 место по праву) |
|
2006 |
64 |
9 |
2 (Быченкова Яна- 1 место по русскому языку, Карпенко Мария – 2 место по журналистике) |
Быченкова Яна- диплом участника олимпиады по русскому языку |
2007 |
61 |
9 |
2 (Быченкова Яна- 2 место по русскому языку, Карпенко Мария – 1 место по журналистике) |
Быченкова Яна- диплом участника олимпиады по русскому языку (5 место) |
Доля участников олимпиад районного, зонального, краевого, всероссийского, международного уровней в общей численности учащихся школы составила в 2006-2007 учебном году 260 человек (22,3%).
Доля победителей и призёров олимпиад районного, зонального, краевого, всероссийского, международного уровней в общей численности учащихся школы 87 человек (7,5%).
Педагоги школы и их воспитанники ведут научно-исследовательскую работу, регулярно принимая участие в научно-практических конференциях. Результаты участия (количество победителей и призёров):
|
Районный уровень |
Краевой уровень |
2005г. |
12 |
3 |
2006г. |
14 |
3 |
2007г. |
15 |
5 |
Катасонова Мария выдвинута на соискание президентского гранта в рамках реализации национального проекта как победитель краевой научно-практической конференции «Эврика» (секция «Математика»),
Карпенко Мария выдвинута на соискание президентского гранта в рамках реализации национального проекта как победитель краевого этапа олимпиады по журналистике.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.
2005-2006уч.год 2006-2007уч.год
1. Охват учащихся участием в детских общественных организациях |
650 чел. 51,3% |
650 чел. 51,3% |
2. Охват учащихся школьным дополнительным образованием, кружковой работой. |
689 чел. 54,3% |
1091 чел. 92 % |
3. Охват учащихся в спортивных группах в вечернее время. |
В спортивных группах занято 320 чел. – 25,3 %. В вечернее время (при максимальной загруженности помещений) 195 чел. – 15,4 % |
В спортивных группах занято 350 чел. – 27%. В вечернее время (при максимальной загруженности помещений) 195 чел. – 15,4 % |
3. Наличие педаго- гических кадров, нацеленных на воспитательную работу |
· 4 психолога · 2 социальных педагога · 2 педагога-организатора 2 вожатые |
· 2 психолога · 1социальных педагога · 1 педагог-организатор 1 вожатая |
4. Наличие разновозрастных коллек- тивов со стажем не менее трех лет, имеющих звание «образцовый». |
· Хореографический ансамбль «Пируэт». · Хоровой коллектив «Элегия» · Вокальный коллектив. · Театральный коллектив «Омега» |
· Хореографический ансамбль «Пируэт». · Хоровой коллектив «Элегия» · Вокальный коллектив. · Театральный коллектив «Омега» |
4.Наличие школьных разновозрастных коллек- тивов со стажем 1-2 года |
· Техническое моделирование · Основы православной культуры · Психологический |
· Спортивно-техническое моделирование · Основы православной культуры |
Мониторинг состояния здоровья учащихся проводится с целью получения объективной информации о физическом состоянии детей, уровне их физической подготовленности, эти данные помогают определить направления работы с детьми, задавая им посильный уровень учебной и физической нагрузки.
Результаты наблюдений :
Год класс |
2003-2004 |
Год класс |
2004-2005 |
Год класс |
2005-2006 |
|||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|||||||
1 |
5 |
84 |
7 |
- |
2 |
9 |
108 |
4 |
- |
3 |
9 |
110 |
2 |
- |
||||
4 |
11 |
117 |
30 |
- |
5 |
6 |
114 |
3 |
- |
6 |
16 |
171 |
3 |
- |
||||
5 |
11 |
85 |
8 |
- |
6 |
12 |
119 |
7 |
- |
7 |
12 |
113 |
6 |
- |
||||
9 |
7 |
142 |
- |
2 |
10 |
8 |
114 |
2 |
- |
11 |
15 |
84 |
2 |
- |
||||
Год класс |
2006-2007 |
|
||||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
|
||||||||||||||
1 |
|
|
|
- |
|
|||||||||||||
4 |
9 |
110 |
2 |
- |
|
|||||||||||||
7 |
22 |
124 |
4 |
- |
|
|||||||||||||
8 |
12 |
112 |
5 |
- |
|
|||||||||||||
I группа здоровья
Результаты, полученные в ходе мониторинга, показывают устойчивое состояние здоровья учащихся, отсутствие отрицательной динамики.
2. Обеспечена двигательная активность обучающихся: введена динамическая пауза в начальной школе
3. Организованы занятия ЛФК для 112 учащихся школы, отнесённых к спец медгруппе для занятий физкультурой.
4. В начальной школе применяются методики оздоровления директора Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья МО РФ М. Безруких и В.И. Ковалько.
5. Условия для укрепления здоровья детей:
· стоматологический кабинет;
· тренажёрный зал;
· малый спортивный зал;
· большой спортивный зал;
· класс хореографии.
6. Разработана целевая школьная программа «Здоровье». Ею охвачены все учащиеся школы (дни здоровья, спортивные мероприятия на школьном стадионе, стоматологический кабинет, горячим питанием в школьной столовой). Программа реализуется в рамках районного проекта, направленного на сохранение здоровья учащихся.
· ежедневная утренняя зарядка для всех учащихся;
· летний оздоровительный лагерь;
· отдых на природе в палаточном лагере;
· кабинет ЛФК;
· выездные формы отдыха (многодневные походы, поездки на море);
· спортивные секции в дневное и вечернее время.
Мониторинг занятости учащихся творческих объединений
и спортивных секций
в МОУ СОШ №4 г.Абинска Краснодарского края
№ п/п |
ТО , спортивные секции |
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
1 |
Кружки и ТО (школьные) |
251ч. |
407ч. |
419ч. |
2 |
Спортивные секции (ДЮК,ДЮСШ )на базе школы |
145ч. |
196ч. |
350 |
3 |
Учреждения дополнительного образования (ДДТ,ХШ,МШ,РДК) |
337ч. |
365ч. |
672ч. |
Мониторинг количества семей ,состоящих на учете
в МОУ СОШ №4 г.Абинска Краснодарского края
№ п/п |
Вид семьи |
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
1 |
Малообеспеченные |
301 |
130 |
130 |
2 |
Неполные |
180 |
132 |
142 |
3 |
Неблагополучные |
14 |
13 |
12 |
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РАМКАХ ПНПО.
Школа включилась в реализацию основных направлений ПНПО достаточно активно. Это позволило оснастить учебный процесс техникой, оборудованием, учебно-наглядными пособиями. На сегодняшний день стоит задача не только приобрести, но и эффективно использовать в УВП приобретённое.
На средства в 1 миллион рублей, полученные школой за победу в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006 году, было приобретено оборудование.
1.Интерактивный кабинет географии- эффективно используется учителями Бердниковой И.П., Бердниковым Е.В., что позволяет вести на качественно новом уроне преподавание предмета как профильного: есть возможность демонстрировать наглядные пособия, проводить практические работы. В условиях реализации программ профильного обучения география как профильный предмет изучается в школе третий год в классах социально-экономического и биолого- географического профилей. В 2006-2007 учебном году ЕГЭ по географии сдавали 17 человек, из них «5»-9 человек, «4»- 7 человек, «3»-1. При среднем балле в 70,1 ( по краю этот показатель равен 55,1; по району -62), высший балл по школе-95, три ученика набрали 90 и более баллов.
2.Кабинет истории- состоит из набора печатных и экранно-звуковых средств обучения, их применение на уроках помогает сформировать основные понятия, вести индивидуальную работу с разными категориями учащихся, в том числе и с одаренными. Школа лидирует в районе по такому показателю, как количество победителей и призеров предметных олимпиад.
|
2005-2006 уч. год |
2006-2007 уч. год |
История |
I место-1 II место-4 III место-2 |
I место-2 II место-2 III место-1 |
Обществознание |
II место-1 III место-2 |
I место-2 II место-2 III место-2 |
Право |
I место-3 II место-4 III место-3 |
I место-3 II место-1 III место-2 |
3. Передвижной мобильный компьютерный класс- оборудован кабинет химии, что позволяет проводить виртуально практические работы с теми химическими препаратами, которые нельзя в реальном времени использовать в учебном процессе из-за опасности. Мобильный компьютерный класс позволяет проводить тренировочные работы, тестовый контроль в том числе и при подготовке к ЕГЭ.
4.Набор спортивного инвентаря и оборудования- оснащён дополнительный гимнастический зал. В школе открыт 10 класс оборонно-спортивного профиля, где физическая культура преподаётся на профильном уровне. Открытие такого класса стало возможным в том числе и потому, что для его работы есть материальные ресурсы.
5.Интерактивная доска (универсальная) – установлена в кабинете информационных технологий, успешно освоена учителями английского языка. Применяется для внеклассных мероприятий.
Так же в рамках реализации ПНПО школа получила кабинет химии, содержащий набор демонстрационных пособий и лабораторное оборудование. Вместе с мобильным компьютерным классом это оборудование составляет единый комплекс, который позволяет учителям химии работать на более высоком качественном уровне.
Результаты ЕГЭ по химии в 2006-2007 учебном году этот уровень подтвердили. Школа лидирует в районе по такому показателю как средний балл (75). В 2006-2007 учебном году на районных олимпиадах ученики школы заняли два первых и одно второе место по химии.
4. Эффективность взаимодействия МОУ СОШ №4 с родителями,
выпускниками и профессиональным сообществом.
Школа находится в диалоговом и конструктивном взаимодействии с родителями и выпускниками. Школа открыта широкой общественности. Всё, что происходит в ней, становится известно ученикам, родителям, общественным организациям. Работает и постоянно пополняется различными документами сайт ((www.regis6.narod.ru)
Активно на протяжении 15 лет работает Совет школы и Попечительский Совет. Родители непосредственные и добровольные участники подготовки школы к новому учебному году. На добровольные пожертвования родителей создан справочный и методический аппарат школьной библиотеки и учебных кабинетов; организуется труд и отдых учеников в период лета. Родители участники школьных научно-практических экспедиций, летней познавательной практики.
Родители и выпускники участвуют в работе над проектом «Углубленное профильное образование учащихся» в рамках краевой экспериментальной площадки, цель которого: осознанный выбор жизненной траектории каждым выпускником и плавный переход к высшей школе.
Создана Ассоциация выпускников. Бывшие ученики оказывают консультативную помощь в работе научного общества учащихся, участвуют в проведении круглых столов и фестивалей.
Традиционно в январе проводятся круглые столы с выпускниками прошлых лет и старшеклассниками с повесткой: «Современно ли школьное образование?». Это позволяет педагогическому коллективу вносить коррективы в содержание преподавания элективных курсов, в отработку практической части программ.
Выпускники разных лет поддерживают связи друг с другом. Созданы сайты отдельных выпусков, выпускники – частые гости в школе.
Школа является ресурсным центром в системе образования Абинского района. Проводятся семинары и для руководителей и учителей края. На базе школы прошли семинары для руководителей школ края
( в 2006 – 2 семинара, в 2007 году 2 семинара). Темы семинаров: «Инновационная деятельность школы», «Профильное образование в школе: опыт, проблемы, пути их решения»
Установлены на договорной основе и продолжают развиваться плодотворные связи с учеными Кубанского государственного университета, кафедрой « Морской и региональной геологии», с учеными факультета «Педагогики, социологии и коммуникативистики». Совместные семинары, практикумы направлены на улучшение качества образования;
Дни факультета для учителей и учащихся школы, совместные научные конференции студентов и учеников, тренинги, летняя экспедиция студентов и старшеклассников - вот те совместные мероприятия, которые помогают школе работать в режиме развития. За годы совместной работы на эти факультеты поступили и успешно учатся 12 выпускников.
Группа педагогов школы активно осваивает метод учебного и образовательного проектирования. Многие проекты носят социальный характер и предоставляют учащимся возможность реально участвовать в
решении проблем города и района: «Экологические проблемы Абинского района», «Экология реки Абин», «Мониторинг оползневого процесса».
Социальное партнерство школы обширно и многогранно и включает в себя взаимодействие с учреждениями спортивной направленности и культуры, с учреждениями дополнительного образования, районным казачьим обществом. В школе второй год работают классы казачьей направленности.
Заключены и реализуются договоры о сотрудничестве с музеем города о совместной научной и просветительской деятельности; бизнес-сообществом, депутатским корпусом, экологическим центром, обществом ветеранов Великой Отечественной войны; с деятелями культуры – местными писателями, поэтами, музыкантами.
С профессиональным сообществом установлены тесные связи:
- 3 педагога школы руководят районными предметными методическими объединениями;
- среди педагогов школы 3 учителя имеют звание тьютеров и активно участвуют в обучении коллег;
- ежегодно руководители школы и педагоги выступают на августовских конференциях, методических Советах;
- 8 педагогов являются экспертами аттестационных комиссий.
Школа активно сотрудничает с НИИ по проблемам педагогики и психологии Кубанского государственного университета. Работу школы консультирует кандидат психологический наук Игнатович В.К.
5. Репутация образовательного учреждения
Школа – победитель конкурса среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, в 2006 году.
Национальный проект выделил лидеров среди педагогов, наработки которых стали достоянием районного и краевого образования.
Пять педагогов были удостоены Президентского гранта и названы лучшими учителями России.
В коллективе трудится Герой труда Кубани Зырянова С.П., 4 Заслуженных учителя России, 2 Заслуженных учителя Кубани, 8 Почетных работников образования.
Каждый четвертый учитель школы – её бывший ученик.
Постановлением главы муниципального образования Абинский район (№ 2745 от 9 августа 2007 года) школе установлен статус ресурсного центра в системе образования муниципального образования Абинский район.
Педагогами школы обобщен опыт и включён в банк передового педагогического опыта:
- на краевом уровне – 4 чел.
- на муниципальном уровне – 2 человека;
- на школьном уровне – 2 чел.
Педагоги школы Лазарева В.С., Горбунова О.О. в 2007 году были признаны лучшими учителями по итогам районного конкурса «Учитель года».
Чунихина Е.М. –учитель православной культуры стала дипломантом краевого конкурса «Учитель года Кубани -2007».
Педагоги школы Зырянова С.П., Гаврилова С.И., Садайло Э.В., Григорьева Т.В. на протяжении пяти лет участвуют в работе приемных комиссий Вузов.
Изданы печатные методические пособия для учителей начальных классов учителем Ткаченко Е.В.
Печатная работа Щербак Т.Ф. объединила творческие наработки детей. В газете «Первое сентября» помещены публикации опыта учителя математики Зыряновой С.П.
Опыт Крымовой Л.А. размещен на сайте газеты «Первое сентября».
В 1992 году в школе создано и успешно развивается научное общество учащихся «Академия Х».
Ученики школы– участники и победители районных, зональных и краевых олимпиад и конкурсов, участники Всероссийских форумов.
Волкова Анастасия – 1 место в краевой олимпиаде по праву (учитель Крымова Л.А.);
Быченкова Яна – 2 место в краевой олимпиаде по русскому языку два года подряд, 4 место во Всероссийской олимпиаде по русскому языку (учитель Щербак Т.Ф.)
Карпенко Мария – 1 место в краевой олимпиаде по журналистике, в 2007 году удостоена Президентского гранта по программе «Талантливая молодежь».
Катасонова Мария – 1 место на краевой научно-практической конференции «Эврика» в секции «Математика» (учитель Зырянова С.П.) выдвинута на Президенсткий грант.
Гридина Ирина и Шевченко Алена – 1 место на краевой научно-практической конференции Малой Академии наук «Первые шаги в науку» (педагог Лазарева Л.А.),
Багина Анна – 1 место в краевой научно-практической конференции «Эврика» секция «Психология».
Лазарев Николай – два года подряд 2 место на краевой научно-практической конференции Малой Академии наук «Первые шаги в науку» (учитель Лазарева В.С.),
Алпатова Наталья –в краевом конкурсе юных историков и краеведов, посвящённом 280-летию кошевого атамана З.А.Чепеги, отлично выступила и заняла 2 место. Благодарственное письмо департамента образования и науки края направлено её учителю русского языка и литературы Щербак Татьяне Фёдоровне
Ученики школы участники V и VI Всероссийских слетов юных геологов,
Всероссийской геологической олимпиады.
10 лет подряд школа является победителем районной Спартакиады школьников; в 2006 и 2007 году – победителем районной и зональной Спартакиады допризывной молодёжи.
Ежегодно учащиеся школы и педагоги участвуют в Международных конкурсах- играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», 2007 год - 126 человек.
Горбунов Виктор стал призером, участвуя в молодежном политпроекте «Один день с властью…» и представлял делегацию Кубани в Государственной Думе.
В школе несколько лет активно работает школьный музей и Совет музея. Ежегодно его работа отмечается благодарностями, грамотами.
126 (из 1165) родителей, проживающих в других территориях города и района, выбирают обучение для своих детей в нашей школе.